Минэкономики согласилось смягчить проект поправок к закону о закупках госкомпаний, не рассмотренный Госдумой прошлого созыва из-за возражений «Газпрома», «Роснефти», «Росатома» и других крупных компаний, сообщает «Коммерсантъ».
Более мягкая версия проекта подготовлена по итогам консультаций с крупнейшими заказчиками и государственно-правовым управлением президента (ГПУ).
Реформа закупок госкомпаний, начатая ради поддержки малого и среднего бизнеса, буксует уже второй год из-за противодействия крупных госкомпаний и межведомственных разногласий. Пакет поправок, внесенный правительством ко второму чтению, не был рассмотрен Госдумой прошлого созыва.
Это заставило Минэкономики пойти на компромисс с крупными заказчиками и отказаться от ряда предусмотренных проектом ужесточений.
Министерство предлагает частично отказаться от лоббируемого ФАС перевода закупок госкомпаний на пять универсальных электронных площадок (работающих с контрактной системой по 44-ФЗ): обязать госкомпании выбирать на них поставщиков только среди субъектов малого и среднего предпринимательства c применением закрытого перечня способов закупок (не более 5 млн руб. для запроса котировок и 15 млн руб. для запроса предложений) и установлением сроков проведения.
Для более крупных закупок ведомство готово разрешить заказчикам самостоятельно определять площадки (сейчас их более ста) и устанавливать ценовые пороги для проведения процедур (их все же придется выбирать из перечня, который будет установлен законом).
Кроме того, заказчикам оставят право самостоятельно устанавливать исчерпывающий перечень оснований для закупок у единственного поставщика.
«Коммерсант» отмечает, что в первом полугодии 2016 года 96% закупок по 223-ФЗ производилось на неконкурентной основе (51% — «у единственного поставщика», 45% — «иные способы»).
Министерство не скрывает, что либерализация проекта предложена по итогам консультаций с крупнейшими заказчиками и с учетом мнения ГПУ. Уступки, в частности, предложены для того, чтобы не препятствовать закупкам уникального оборудования и не затягивать реализацию проектов. Еще одной победой лоббистов крупных компаний станет сохранение права заказчиков отказываться от заключения договоров с победителем закупки. Ограничение этого права в ГПУ сочли «произвольным вмешательством в предпринимательскую деятельность заказчиков», что «ограничивает их гражданские права».
Внутригрупповые сделки будут исключены из-под действия 223-ФЗ, чего «Газпром» и «Роснефть» добивались еще в мае. Тогда участникам ТЭКа разрешили не публиковать сведения о внутригрупповых транзакциях по приобретению нефти и газа (а также о сделках с госнедвижимостью и получении кредитов за рубежом). Сейчас министерство признало, что внутригрупповые сделки вообще не рассчитаны на конкурентные процедуры.