В предыдущей статье мы рассказывали о реестре евразийской промышленной продукции и объясняли для чего поставщику необходимо включить свою продукцию в этот реестр. Сегодня также речь пойдет о реестрах. Правда, о других. Попадать в которые, скорее всего, не стоит стремиться.

В последнее время поставщики все чаще сталкиваются с требованием заказчиков о предоставлении разного рода выписок. Чаще других речь идет о выписке из реестра ЕИС-2604. Означает ли это, что все поставщикам необходимо срочно принять меры по включению своей компании в этот реестр? Мнения экспертов по этому поводу разделились. Попробуем разобраться в данном вопросе.

С 1 января 2022 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 2604 от 31.12.2021, которое упростило порядок применения неценовых критериев оценки к участникам закупки, таким как:

- опыт;

- финансовые, материально-технические ресурсы;

- репутация поставщика;

- квалификация персонала.

Такой документ, как свидетельство ЕИС-2604, служит целям подтверждения квалификации участника закупочной процедуры. Для оптимизации процесса неценового отбора была разработана и запущена Единая информационная система квалификаций участников закупок. Однако, следует помнить, что этот «реестр» не имеет отношения к ЕИС и создан на коммерческой основе, в отличие от официальных реестров, размещенных на официальном сайте ЕИС (реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков). Их ведение предусмотрено и регламентируется законодательством.

При этом список документов в составе заявки строго регламентирован в ст. 43 закона «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ) и ст. 3.4 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ) или положением о закупке.

Какие же квалификации подтверждает выписка из ЕИС-2604? За ответом обратимся к сайту компании.

Для того, чтобы пройти аккредитацию и получить справку ЕИС-2604, участнику закупки необходимо пройти оценку уровня квалификации, по результатам которой участнику присваивается индекс (в балльном эквиваленте), после чего его вносят в реестр и выдают выписку.

Выписка из Единой информационной системы, содержит детализированную информацию по параметрам оценки и присвоенным баллам и имеет несколько категорий. Например, выписка из ЕИС-2604 1 категории отражает информацию о том, что юридическое лицо:

- соответствует единым требованиям закупок;

- имеет нужный уровень квалификации и ресурсов для выполнения госконтракта;

- не нарушает требования антикоррупционного законодательства;

- не имеет ограничений для исполнения государственных и коммерческих контрактов.

Более детальную информацию о соответствии неценовым требованиям дает выписка из ЕИС-2604 2 категории, она подтверждает, что участник:

- соответствует требованию универсальной стоимостной предквалификации на сумму не менее 20 млн рублей по основному виду деятельности;

- руководящий состав имеет официально подтвержденную степень квалификации;

- соблюдает обязанности работодателя по обеспечению безопасности сотрудников на рабочих местах;

- финансовое состояние организации характеризуется как устойчивое.

Красиво излагают, не правда ли? Обязательно ли предоставлять такую выписку при запросе заказчика? Для ответа на этот вопрос необходимо учитывать, что аккредитация специалистов по ЕИС-2604 — дело исключительно добровольное, и выдаваемый после такой аккредитации документ носит декоративную функцию. С юридической точки зрения, он не дает никаких преференций участнику при проведении закупочной процедуры и пригодится, только если вы хотите повысить свой статус в глазах потенциальных заказчиков. Более того, документ не имеет никакого отношения к Постановлению Правительства № 2604. Ссылка на номер постановления в названии сертификата это исключительно маркетинговый ход. Если в закупочной документации заказчик указывает на необходимость предоставления такого документа, а тем более, если вашу заявку отклонили по причине его не предоставления — это повод обратиться в контролирующие органы с жалобой со ссылкой на нарушение положений ст. 43 закона 44-ФЗ, ст. 3.4 закона 223-ФЗ.

Нужен ли такой реестр Вашей компании – решать только Вам. Возможно, выписка   из реестра на стене в симпатичной рамочке украсит вид вашего офиса. Мы же считаем, что такой реестр является фиктивным, т.к. он не имеет отношения ни к официальным органам, ни к заказчикам. Никакой юридической силы выписка, предоставляемая из этого реестра, не несет, единственная цель ведения такого реестра — получение платы с поставщиков за выдачу выписок.

Кстати, при попытке зайти через браузер Яндекс на сайт АНО «Развитие цифровых технологий», занимающейся ведением реестра ЕИС-2604, система активной защиты выдает предупреждение о том, что данный сайт может быть связан с интернет-мошенничеством:

Это ли не повод задуматься о целесообразности сотрудничества с таким реестром. Даже если о необходимости предоставить выписку из него заявляет хорошо Вам известный и проверенный заказчик по актуальному тендеру.

Банковские гарантии, кредиты, страхование

для участников госзакупок

Более того, часто имеют место и откровенно криминальные действия с подобными реестрами. Случаи таких мошеннических действий участились в последнее время. Схема очень проста и состоит из трех этапов.

Сначала к поставщику обращается «представитель» ну очень уважаемого заказчика, как правило, из числа крупных госкомпаний, и предлагает принять участие в исполнении выгодного заказа. Например, в качестве единственного поставщика. Согласитесь, что трудно устоять перед таким предложением.

Следующим этапом станет подготовка пакета документов для участия в закупке. Среди перечня необходимых документов будет обязательно присутствовать выписка из реестра, например реестра ЕИС-2604. Или какого-то другого, например, реестра системы контроля оценки качества (СКОК), реестра проверенных организаций (ГОСТ РПО 2016:2018), единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации (свидетельство РОСС 31512), или сертификата Квалификация участников закупки по стандарту СТО 03.080.02033720.1-2020. Список можно продолжить, с фантазией у граждан-мошенников все в порядке.

Если спросить о мотивации предоставления этих документов, Вам на полном серьезе объяснят, что эти сертификаты подтверждают соответствие участника требованиям  пп  3–9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-Ф3 и ч. 7 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Ну и как результат этой схемы – после получения денег за сертификат, «представители заказчика» бесследно исчезают. Некоторым поставщикам, правда, везет. Они успевают получить неряшливо оформленную бумажку, подтверждающую соответствие их компании всем требованиям. (Про красивую рамочку мы уже писали выше).

Попытки самостоятельно связаться с заказчиком и прояснить ситуацию результатов ожидаемо не дадут. Ни о каком подобном тендере там не слышали и никаких сертификатов у поставщиков не запрашивали. Вот такая вот банальная разводка. И ведь работает же! О подобных фактах имеются предупреждения на сайтах ряда госкомпаний, например, Росатома и корпорации ВТБ.

Советуем не повторять чужих ошибок. И удачных Вам закупок !

 

Кредитно-Страховое агентство - мы делаем госзакупки доступными !

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Звоните: 8-800-550-3322 (звонок бесплатный

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310.

Работаем удаленно по всей России!

Расчет стоимости независимой гарантии Задать вопрос

Полный список контактов