Министерство финансов России опубликовало очередной отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с законом "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ).

Как   следует из отчета, объем государственных и муниципальных закупок в I квартале текущего года составил 2,4 трлн рублей, что на 9% больше, чем за аналогичный период 2022 года.

Всего в I квартале госзаказчики всех уровней разместили в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок 546,3 тыс. извещений о проведении торгов на общую сумму 2,408 трлн рублей. Годом ранее в ЕИС было опубликовано 436 тыс. извещений на 2,209 трлн рублей.

Количество участников, заключивших контракты с госзаказчиками, за последние три года неуклонно снижается. Если в первом квартале 2021 года контракты по закону 44-ФЗ заключили 380 тыс. поставщиков, то в 2023 году — только 239 тыс.

Как и прежде, большая часть этих закупок проводилась в виде электронного аукциона - 466,7 тыс. извещений на 1,5 трлн рублей. По сравнению с показателями I квартала 2021 года это на 20% больше в количественном выражении и на 5% больше в денежном.

При этом в отчете Минфина отмечается, что продолжился значительный рост числа закупок, проводившихся в форме запроса котировок в электронной форме. Таких закупок в I квартале стало больше почти в два раза, как в количественном выражении (64 тыс., рост на 87%), так и в денежном (36 млрд рублей, 93%). Годом ранее число таких закупок увеличилось в 1,6 раза.

Предполагается, что в дальнейшем доля закупок в форме запроса котировок вырастет еще больше. Дело в том, что в апреле текущего года были приняты поправки к 44-ФЗ, повысившие ценовой порог для таких закупок с 3 млн до 10 млн рублей. Это позволит расширить практику закупок в виде электронного запроса котировок, который имеет наименьший среди других конкурентных процедур срок проведения - шесть календарных дней.

В случае с электронными конкурсами рост составил 22% в количественном выражении (до 15,2 тыс. извещений) и 15% в денежном (до 865 млрд рублей).

Больше половины всех этих закупок проводилось с установлением тех или иных ограничений допуска или запретов - 311 тыс. извещений на 618 млрд рублей.

Из отчета следует, что в I квартале заметно сократился объем госзакупок в "электронных магазинах" электронных торговых площадок (так называемые, "закупки с полки"). В отчетном периоде было совершено всего 280 таких закупок (рост 58%) на 200 млн рублей (снижение на 33%).

"Наблюдается значительное увеличение количества состоявшихся закупок (на 44%) при одновременном снижении количества закупок, признанных несостоявшимися (на 10%), - говорится в отчете. - В этой связи необходимо отметить, что количественная доля несостоявшихся закупок (от количества всех конкурентных способов определения поставщика) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом снизилась с 60% до 48%".

Так, из 546 тыс. закупок, объявленных в I квартале, были признаны состоявшимися 245 тыс. на 704 млрд рублей (на 18% больше, чем годом ранее). Из оставшихся 227 тыс. закупок (их объем составил 1,1 трлн рублей) действительно не состоявшимися (в результате не был подписан контракт) оказалось 99 тыс. закупок на 471 млрд рублей. Годом ранее таких закупок было значительно меньше - 94 тыс. закупок на 436 млрд рублей.

Всего в I квартале текущего года госзаказчики заключили 903 тыс. контрактов на 2,2 трлн рублей, тогда как годом ранее было заключено 845 тыс. контрактов на 1,9 трлн рублей. При этом на долю единственных поставщиков пришлось 387 тыс. госконтрактов (404 тыс. годом ранее) на 492,2 млрд рублей (492,6 млрд рублей).

Кроме того, еще 128 тыс. госконтрактов было заключено по результатам закупок, признанных несостоявшимися (147 тыс. годом ранее). Общий объем таких закупок составил 660 млрд рублей (851 млрд рублей).

"В соотношении причин признания определений поставщика несостоявшимися позитивная динамика достигнута преимущественно за счет существенного снижения случаев, при которых на участие в закупке не подано ни одной заявки, - говорится в материале финансового ведомства. - При этом наиболее распространенной причиной признания определения поставщика по-прежнему остается подача единственной заявки на участие в закупке (70%), наименее распространенной - признание заказчиком всех поданных заявок на участие в закупке не соответствующими требованиям (2%)".

В отчете Минфина отмечается также, что в I квартале на 31% выросло число расторгнутых контрактов (большая часть, 98%, по соглашению сторон) - до 5,8 тыс. При этом общий объем таких контрактов уменьшился на 12%, до 12,5 млрд рублей.

Однако с учетом контрактов, заключенных ранее, но расторгнутых в январе-марте, эти показатели значительно выше. Так, всего в I квартале по соглашению стороны было расторгнуто 263 тыс. контрактов на 638 млрд рублей.

При этом в материалах Минфина подчеркивается, что совокупный объем российских товаров (в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг), поставка которых осуществляется при исполнении контрактов, заключенных в I квартале, составил 345 млрд рублей (365,3 млрд рублей годом ранее). Это составляет около 60% от стоимостного объема всех товаров, поставляемых по названным контрактам.

Относительная экономия (снижение начальной максимальной цены контракта, НМЦК - ИФ) по результатам госконтрактов, заключенных в I квартале текущего года, составила 6,35% (с учетом контрактов с единственными поставщиками), что заметно больше аналогичного показателя прошлого года - 4,71%. При этом госзаказчиками было сэкономлено 114 млрд рублей против 89 млрд рублей годом ранее. Экономия по госконтрактам, которые были заключены по результатам закупок, проведенных в отчетном периоде, составила 74 млрд рублей (68 млрд рублей годом ранее).

Субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНКО) заключили в I квартале текущего года 488 тыс. госконтрактов на 940 млрд рублей, говорится в отчете Минфина РФ о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с законом "О контрактной системе" (44-ФЗ).

Всего в I квартале текущего года госзаказчики разместили 322 тыс. извещений о закупках (253,4 тыс. годом ранее), в которых могут принимать участие только СМП и СОНКО (спецторги), на 421 млрд рублей (351 млрд рублей). Из них только 167 тыс. закупок на 195 млрд рублей были признаны состоявшимися. В I квартале прошлого года состоявшимися были признаны 110 тыс. закупок на 133 млрд рублей.

Помимо этого, в отчетном периоде было объявлено 7 тыс. закупок (7 тыс. годом ранее) с обязательным привлечением малого бизнеса. Общий объем этих закупок, как и годом ранее, составил 1 трлн рублей. Здесь часть закупок была признана состоявшейся - 3,2 тыс. на 314 млрд рублей (2,1 тыс. закупок на 255 млрд рублей в I квартале 2022 года).

Тем не менее, в I квартале текущего года госзаказчики заключили с малым бизнесом 488 тыс. контрактов (в том числе, по результатам закупок, проведенных в IV квартале прошлого года - ИФ) на 949 млрд рублей (447 тыс. контрактов на 893 млрд рублей годом ранее).

Также в отчетном периоде госзаказчики расторгли с СМП и СОНКО 122 тыс. контрактов на 238 млрд рублей. Это больше аналогичного показателя 2022 года на 3,2% в количественном выражении и на 11% в денежном выражении.

 В I квартале текущего года банки, региональные гарантийные организации (РГО) и ВЭБ.РФ выдали участникам госзакупок 204 тыс. (156,9 годом ранее) независимых гарантий общим стоимостным объемом 350 млрд рублей (267 млрд рублей), говорится в отчете Минфина РФ о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с законом "О контрактной системе" (44-ФЗ).

Большая часть гарантий, 129 тыс. на 288 млрд рублей, была выдана участникам госзакупок для обеспечения исполнения контракта. Годом ранее на эти цели было выдано 111,9 тыс. гарантий на 221 млрд рублей.

Еще 65,9 тыс. гарантий (37,5 тыс. в I квартале прошлого года) на 52 млрд рублей (40 млрд рублей) было выдано для обеспечения заявок на участие в закупках.

Для обеспечения гарантийных обязательств было выдано еще 9 тыс. гарантий на 10 млрд рублей (7,2 тыс. гарантий на 4,6 млрд рублей годом ранее).

По действующей редакции 44-ФЗ, к банкам, имеющим право предоставлять участникам закупок независимые гарантии, предъявляется требование о наличии кредитного рейтинга не ниже уровня "B-(RU)" по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства "Аналитическое кредитное рейтинговое агентство" или не ниже уровня "ruВ-" по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства "Эксперт РА".

Кроме того, с января прошлого года независимые гарантии в рамках госзакупок могут выдавать ВЭБ.РФ и региональные гарантийные организации.

Как сообщалось, за 9 месяцев 2022 года банки выдали участникам 582,7 тыс. гарантий на 1,2 трлн рублей (на 5% и на 19% больше аналогичных показателей 2021 года).

А что с закупками госкомпаний? Госкомпании заключили в I квартале текущего года 397 тыс. договоров на 2,25 трлн рублей, что в денежном выражении на 32% меньше аналогичного показателя 2022 года. Об этом говорится в отчете Минфина РФ о мониторинге применений закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ).

Всего в I квартале госкомпании разместили 239,5 тыс. извещений о проведении закупок на 1,8 трлн рублей. Это на 10% и на 21% меньше, чем годом ранее - 266,2 тыс. извещений на 2,2 трлн рублей.

Возможные причины такого снижения объема закупок госкомпаний Минфин не объясняет. По мнению участников рынка, на эти показатели могло повлиять закрытие информации о закупках госкомпаний, подпавших под антироссийские санкции. Последние должны с марта прошлого года проводить свои закупки либо закрытыми конкурентными способами (в том числе, в электронной форме на специализированной электронной торговой площадке АСТ ГОЗ), либо неконкурентными.

Подтверждением этому может служить изменение структуры заказчиков, осуществлявших в I квартале свои закупки в соответствии с 223-ФЗ. Так, если общее число таких заказчиков фактически не изменилось и осталось на уровне 18,8 тыс. юридических лиц, то в отдельных категориях изменения значительны. Так, число госкорпораций сократилось до 3 (6 в I квартале прошлого года), число госкомпаний - до 14 (19), субъектов естественных монополий - до 580 (700), компаний с госучастием и их дочерних структур - до 1,97 тыс. (2,7 тыс.). При этом выросло число автономных и бюджетных учреждений, закупавшихся в отчетном периоде.

Немногим более половины этих закупок, 57%, проводились конкурентными способами - 136 тыс. извещений на 1,3 трлн рублей. Соответственно, 86,7 тыс. закупок на 483 млрд рублей проводились неконкурентными способами. При этом долю закупок у единственного поставщика пришлось около 77 тыс. закупок на 250 млрд рублей.

Из всех этих закупок было признано состоявшимися немногим более половины - 53% (44% годом ранее) - 126,6 тыс. закупок на 758 млрд рублей (42% от общего объема закупок). Еще 61,6 тыс. закупок на 503 млрд рублей были признаны не состоявшимися. При этом большая часть несостоявшихся закупок (36,2 тыс. на 261 млрд рублей) завершилась подписанием договора

Из 397 тыс. договоров на 2,2 трлн рублей, заключенных в I квартале 2023 года, 12% в количественном и 38% в денежном выражении были заключены по результатам закупок, которые проводились в IV квартале 2022 года. При этом 154 тыс. договоров на 677 млрд были заключены по результатам закупок, проведенных конкурентными способами, а 86 тыс. договоров на 296 млрд рублей - по результатам неконкурентных закупок. Еще по 193 тыс. договорам на 721 млрд рублей извещения о проведении закупок не размещались в ЕИС.

Также в I квартале госкомпании расторгли 37 тыс. договоров на 183 млрд рублей. В большинстве случаев (96,2%) - по соглашению сторон.

Объем полученной госкомпаниями в результате закупок экономии составил 5,3 млрд рублей, что почти на 40% меньше аналогичного показателя 2021 года - 8,8 млрд рублей.

Объем закупок госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в I квартале текущего года составил 960 млрд рублей, что на 19% меньше аналогичного показателя 2022 года, говорится в отчете Минфина РФ о мониторинге применений закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ).

Всего в I квартале госкомпании разместили 128 тыс. извещений о закупках (113 тыс. годом ранее), в которых могут принимать участие только субъекты МСП (спецторги), на 541 млрд рублей (563 млрд рублей). Из них почти половина (66 тыс. закупок на 219 млрд рублей) была признана состоявшимися. В I квартале прошлого года состоявшимися были признаны 48 тыс. закупок на 198 млрд рублей.

Также в I квартале было объявлено 525 закупок (577 годом ранее) с обязательным привлечением малого бизнеса. Общий объем этих закупок составил 136 млрд рублей (18 млрд рублей в I квартале 2022 года).

По результатам этих закупок, а также части закупок, объявленных в IV квартале прошлого года, госкомпании заключили с малым бизнесом 221 тыс. договоров на 960 млрд рублей (215 тыс. контрактов на 1,2 трлн рублей годом ранее).

Также в отчетном периоде госкомпании расторгли с субъектами МСП 17,9 тыс. договоров на 84 млрд рублей. Годом ранее было расторгнуто 18,1 тыс. договоров на 92 млрд рублей.

Из отчета Минфина следует, что большую часть этих договоров заключили крупнейшие госкомпании федерального (2,9 тыс. компаний) и регионального (8,8 тыс. компаний) уровней. В отношении этих заказчиков "Корпорацией МСП" и региональными органами власти проводится мониторинг их закупок у субъектов МСП. Эти крупнейшие госкомпании в I квартале заключили с 74 тыс. субъектами МСП 162 тыс. договоров на 861 млрд рублей.

Как сообщалось, всего в I квартале текущего года госкомпании заключили 397 тыс. договоров на 2,25 трлн рублей. То есть, на долю субъектов МСП пришлось 42% от общего объема закупок госкомпаний.

По действующему закупочному законодательству, госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 25% от совокупного годового объема закупок. При этом 20% этого объема должны приходиться на спецторги (в них могут принимать участие только субъекты МСП). В 2022 году эти нормы были распространены на все госкомпании в РФ (около 20 тыс. юридических лиц), а не только на крупнейшие федеральные и региональные госкомпании, как это было ранее.

Банковские гарантии, кредиты и займы,

страхование и факторинг

Удачных Вам закупок !

Больше информации из мира закупок в нашем сообществе в сети «ВК». Присоединяйтесь, будьте всегда в курсе событий.

 

Кредитно-Страховое агентство - мы делаем госзакупки доступными !