Инициатором создания Единого реестра деловой репутации выступила Федеральная антимонопольная служба. Главной задачей реестра, по мнению ведомства, должно было стать обобщение информации о частных компаниях, участвующих в государственных и некоторых иных закупках. Предполагалось, что такой рейтинг поможет отсеять ненадежных поставщиков, создав режим максимального благоприятствования для надежных и проверенных компаний. Однако на деле Единый общероссийский реестр (рейтинг) деловой репутации так и не был создан. Рассказываем о ситуации подробнее.

 

Зачем нужен реестр деловой репутации

На данный момент государство и аффилированные с государством частные компании в целях обеспечения своей деятельности осуществляют закупки товаров, заказывают работы и услуги у других участников рынка. Основанием для проведения закупок являются Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг некоторыми видами юридических лиц».

В соответствии с законодательством о закупках, контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

На деле это означает, что государство или госкомпания должна выбрать участника закупки, предлагающего наиболее выгодные условия поставки товаров, работ или услуг. Но как это сделать, если о большинстве участвующих в закупочных процедурах организациях мало что известно? Заказчику придется изучать много разнообразной информации – отзывы о компании, результаты судебных процессов с ее участием, сведения о наличии исполнительных производств, информацию о наличии лицензий, членстве в СРО, участии в госзакупках и многое другое. Наличие единого реестра деловой репутации могло бы существенно упростить эту работу.

 

Проблема создания Единого рейтинга

Разговор о необходимости создания Единого реестра сведений о деловой репутации начался еще в 2020 году. Федеральная антимонопольная служба РФ предложила внедрить рейтинг деловой репутации предпринимателей в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) и закрепить соответствующие положения в федеральном законодательстве. 

Служба предлагала при формировании Единого реестра деловой репутации участников закупок учитывать информацию об исполнении поставщиками контрактов, заключенных в рамках закона 44-ФЗ (закон "О контрактной системе") и закона 223-ФЗ (закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), а в дальнейшем - и коммерческих контрактов.

Так же предлагался и ряд критериев для рейтинга, среди которых количество исполненных контрактов за определённый период, их стоимость, соотнесение суммы штрафов с совокупной ценой контрактов.

Предполагалось, что к реестру получат доступ все участники рынка закупок.

Предложение ФАС о создании и использовании в госзакупках Единого реестра деловой репутации было включено, в частности, в так называемый «второй оптимизационный пакет» поправок к закону 44-ФЗ. В итоге, однако, положения о введении реестра деловой репутации не вошли в конечный вариант поправок в закупочное законодательство.

Это стало следствием разногласий в правительстве по вопросу целесообразности введения реестра. В частности Минфин указывал на недостаточность оценки деловой репутации исключительно на количественно-стоимостных показателях. Также ведомство беспокоило фактическое отсутствие методологии формирования рейтинга (отсутствие базы расчета, коэффициентов снижения рейтинга), что может повлечь ущемление прав участников закупок при использовании РДР в качестве критерия допуска к торгам.  Замечания по инициативе ФАС поступали также от Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве и Совета при президенте по кодификации гражданского законодательства.

Против введения реестра высказывались многие эксперты и участники рынка закупок, считавшие, что использование реестра несет риски конкуренции и может рассматриваться как коррупциогенный фактор.

 

Перспективы введения Единого реестра

Несмотря на исключение положений о Едином реестре деловой репутации из поправок в закупочное законодательство, ФАС не отказалась от его введения. Но на данный момент ведомство не так активно продвигает инициативу. Эксперты скептически оценивают возможность введения такого реестра в ближайшие год-два.

Помощь участникам Госзакупок !

Банковские гарантии, страхование и многое другое

Оценка деловой репутации участника закупки в 2022 году

В виду отсутствия общероссийской системы оценки репутации собственные рейтинги ведут как крупные компании, так и экспертные организации.

Ряд крупных компаний, регулярно проводящих закупки товаров, работ, услуг, разработали собственные методики определения деловой репутации для определения надежности поставщиков. Подобные рейтинги существуют, в частности, в Росатоме и Газпроме. Составители таких рейтингов используют различные критерии оценки претендентов на исполнение контракта. Методики определения рейтинга и сами рейтинги являются закрытой от посторонних информацией, что не позволяет оценить их объективность.

В то же время определением рейтингов деловой репутации участников рынка занимаются и частные экспертные организации. Количество таких организаций достаточно велико. Достаточно заглянуть в Интернет. Любая поисковая система выдаст большое количество организаций, предлагающих подобные услуги.

Экспертные организации используют информацию из открытых источников, которую может найти любой желающий. Вопрос только в том, сколько времени для этого придется потратить.

Из-за отсутствия общефедерального рейтинга услугами частных рейтингов пользуются многие заказчики, работающие на рынке государственных и коммерческих закупок. Справедливости ради надо сказать, что вопрос доверия к таким экспертам в каждом конкретном случае остается открытым.

Помощь участникам Госзакупок!

Банковские гарантии, страхование и многое другое

Так все-таки можно ли доверять таким рейтингам или нет? Разумеется можно. Но при этом не лишним будет потратить некоторое время на проверку самой экспертной организации. Хотя бы посмотреть отзывы в Интернете.

Но главное в том, что Федеральная антимонопольная служба и арбитражные суды не признают правомерной победу в закупочной процедуре, если решение по определению победителя принимается существенным образом на основе оценки информации из рейтинга (реестра) деловой репутации. Это подтверждается имеющейся арбитражной практикой.

Поэтому можно сделать вывод, что использование заказчиками для определения победителей закупки сведений из реестров, которые ведут независимые организации, довольно спорно. С одной стороны, они помогают дать объективную оценку надежности участника тендера. С другой стороны, такая оценка может быть признана контролерами и судом неправомерной и предвзятой.

Больше новостей о закупках в нашем сообществе "ВКонтакте". Присоединяйтесь !