Завершается второй месяц работы в условиях санкционных ограничений, введенных в отношении России недружественными государствами. В этой связи Правительство РФ предпринимает меры для снижения негативного влияния санкций на экономику страны, в том числе, и в сфере госзакупок. Эксперты Кредитно-Страхового агентства отслеживают изменения в закупочном законодательстве и, по мере сил, информируют о них наших клиентов и всех заинтересованных читателей.

На прошедшей недели были опубликованы сразу три информационных письма Министерства финансов России, касающихся проведения закупок.

Информационное письмо Минфина от 8 апреля 2022 года № 24-01-09/29768, о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 года № 417.

Письмо адресовано всем участникам контрактной системы. В указанном письме содержатся разъяснения правил включения исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на фоне действующих санкций. Это связано с тем, что в марте текущего года Правительство своим постановлением от 21 марта 2022 года № 417 внесло изменения в ранее изданные законодательные акты по вопросам осуществления закупок, проводимых в соответствии с федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Коротко поясним, как теперь выглядит порядок включения недобросовестных исполнителей в РНП:

Если поставщик не исполнил свои обязательства по контракту, то заказчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть контракт. В этом случае он направляет в ФАС обращение о включение такого поставщика в РНП.

После получения обращения ФАС начинает проверку фактов, свидетельствующих о неисполнении поставщиком условий контракта. Таким образом, информация о поставщике не включается в РНП автоматически, она проходит проверку и рассматривается на заседании комиссии ФАС.

По правилам поставщик также имеет право направить в ФАС документы, подтверждающие отсутствие доказательств о его недобросовестности.

Если по результатам проверки выяснится, что исполнение контракта оказалось невозможным из-за обстоятельств непреодолимой силы, то поставщик не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

Принятое постановление уточняет такие исключения. Поставщик не попадёт в РНП, если исполнение контракта оказалось невозможным из-за введённых политических или экономических санкций, а также мер ограничительного характера. Например, если для исполнения контракта поставщику необходимо было закупить оборудование из недружественных стран, а теперь это оказалось невозможным, то он не будет включён в такой реестр, если представит информацию подтверждающую невозможность исполнения условий контракта из-за санкций.

Важно отметить, что поставщик, отказавшийся от исполнения контракта из-за санкций, наложенных на заказчика, не освобождается от включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Информационное письмо Минфина «По вопросам о возможности изменения по соглашению сторон существенных условий договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
от 11 апреля 2022 года № 24-07-08/30988.

Письмо адресовано заказчикам, осуществляющим закупки в соответствии с федеральным законом № 223-ФЗ, но не в меньшей степени касается и поставщиков.

В письме регулятор закупок подтверждает возможность внесения изменений в договор по соглашению сторон, если это не противоречит условиям договора.

По мнению ведомства, заключенные в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ договоры могут быть изменены по соглашению сторон, в том числе в связи с существенным изменением обстоятельств, в соответствии с нормами главы 29 ГК РФ, если иное не предусмотрено положением о закупке и договором.

А как быть, если возможность изменения договора не предусмотрена положением о закупке? На это Минфин находит очень простой ответ.

В случае, если в положении о закупке установлено, что изменение условий договора по соглашению сторон не допускается, то заказчик вправе при необходимости рассмотреть вопрос о внесении изменений в положение о закупке в указанной части.

Таким образом, все в Ваших руках, уважаемые заказчики и поставщики. Если санкции препятствуют надлежащему исполнению контракта, надо договариваться.

Информационное письмо Минфина «О применении Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» и некоторых актов Правительства РФ» от 12 апреля 2022 года № 24-01-07/31697.

Очередное письмо Минфина адресовано высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В нем затрагиваются сразу несколько аспектов осуществления закупок:

  1. Ограничения для изменений условий контракта.

В рамках части 65.1 статьи 112 Закона «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ), при наличии решения Правительства, региональных властей или местной администрации могут быть изменены любые существенные условия контракта, который был заключен до 01.01.2023, если при выполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, которые привели к невозможности его исполнения. Обстоятельства непреодолимой силы являются одним из таких обстоятельств.

  1. Ограничения по контрактам с единственным поставщиком по дополнительным основаниям.

Предусмотренные в части 2 статьи 15 Федерального закона № 46-ФЗ случаи проведения закупок у единственного поставщика по основаниям, не предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, устанавливаются до 31.12.2022 г. Заключить контракт в этих случаях придется не позже 31.12.2022 г. Сроки исполнения таких контрактов определяются с учетом бюджетного законодательства и могут истекать после 31.12.2022 г.

Принятая редакция части 2 статьи 15 Федерального закона № 46-ФЗ не предусматривает возможность в случаях, установленных региональными властями, провести закупку у единственного поставщика для обеспечения муниципальных нужд. Минфином разработан и внесен в Госдуму законопроект, который будет предусматривать такое право.

Проведение закупок по п. 5.1 и 5.2 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ в порядке, который установлен частью 12 статьи 93 этого закона, не предусмотрено. Но Минфином уже разработан законопроект, который будет учитывать данную возможность.

Независимые гарантии, займы и кредиты для участников закупок

 

  1. Нормировании в условиях санкций.

Минфин информирует о том, что рассматривает вопрос о подготовке предложений о временном освобождении заказчиков от обязанности руководствоваться в госзакупках предельной ценой, определенной при нормировании закупок.

  1. Авансирование контрактов на региональном уровне.

В пункте 5 постановления Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 предусмотрена норма, которая носит рекомендательный характер для региональных властей (местных администраций). В этом пункте рекомендовано принимать меры, которые обеспечивают включение в госконтракты, заключаемые ими в 2022 году, условий об авансировании в размерах, аналогичных размерам, установленным постановлением для федерального бюджета.

С полными текстами указанных информационных писем Минфина можно ознакомиться в нашем сообществе «ВКонтакте». Удачных Вам закупок.

 

Кредитно-Страховое агентство - мы делаем госзакупки доступными !