Эксперты Кредитно-страхового агентства постоянно отслеживают финансовые новости, чтобы быть в курсе изменений, произошедших в финансовой сфере. В этом разделе сайта мы обеспечиваем наших клиентов самой актуальной информацией о госзакупках, банковских гарантиях, банках, правовой информацией. Будьте и Вы  в курсе финансовых новостей! 

"Кто владеет информацией, тот владеет миром" (Майер Амшель Ротшильд)

 

Закупки государственных корпораций регулируются Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Кто же такие эти отдельные виды юридических лиц. Обратимся к Закону 223-ФЗ, который поясняет, кто может выступать в роли заказчика:

1. Государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 юридическим лицам.

3. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 дочерним хозяйственным обществам.

Проще говоря, государство наряду с собственными закупками (44-ФЗ) регулирует также закупки госкорпораций и госкомпаний, естественных монополий, ГУПов и МУПов, при условии, что доля государственного участия в их уставном капитале превышает 50 процентов. Кроме того, в эту же категорию подпадают дочки и внучки указанных выше юридических лиц, при условии, что доля материнской компании в их уставном капитале также превышает 50 процентов.
Я думаю, что для любого из читателей не составит никакого труда назвать крупнейших заказчиков, осуществляющих закупки в рамках Федерального закона № 223-ФЗ. Это, в первую очередь, Роснефть, Российские железные дороги, Газпром, Транснефть, Росатом, Объединенная судостроительная корпорация, Объединенная авиастроительная корпорация, Русгидро, Алмаз-Антей, Совкомфлот, Роснано, Роскосмос, Сбербанк России, Внешторгбанк, Россельхозбанк, а также их дочерние структуры.

Сложно ли работать с государственными корпорациями. Да, сложно. В первую очередь потому, что Закон № 223-ФЗ позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывает собственные положения о закупках, в которых прописывается механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Для того чтобы принять участие в закупке, потенциальному участнику необходимо обязательно ознакомиться с положением о закупках, разработанным конкретным заказчиком, и тщательно изучить аукционную документацию. Но и это не гарантирует успех. Закон 223-ФЗ содержит много подводных камней, создающих сложности для участников. Например, в законе четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам закупки. В связи с этим у заказчика возникает возможность злоупотребления посредством ограничения конкуренции и предъявления к участникам закупки завышенных требований.

В аукционную документацию могут включаться неизмеримые критерии оценки заявок участников, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика.

Помимо того, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. В этом случае закупка должна проводиться на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок достаточно много, более 4 тысяч, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает свою закупку конкретный заказчик.

 

Наряду с этим существуют и положительные стороны участия в тендерах, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Из-за недостаточного законодательного регулирования и сложностей, возникающих у участников закупок, этот рынок еще недостаточно освоен, и конкуренция на нем иногда существенно ниже, чем на рынке государственных и муниципальных закупок.

Справедливости ради надо отметить, что в последнее время государство предпринимает серьезные шаги по повышению прозрачности рынка закупок госкорпораций и госкомпаний. В частности, все большая часть закупок переводится в электронную форму, разрабатываются и вводятся в эксплуатацию новые программные продукты, контролирующие процедуры электронных торгов и исключающие возможность махинаций при их проведении. Планируется существенно сократить количество электронных торговых площадок, участвующих в проведении электронных закупок.

Кроме того, не может не радовать тот факт, что Правительство РФ активно занимается облегчением доступа малому и среднему бизнесу к госзакупкам и закупкам госкорпораций. В частности, с января 2018 г. на долю субъектов малого и среднего предпринимательства должно приходиться не менее 15 процентов закупок госкорпораций.

С 1 октября 2018 года Конкурентные процедуры среди малых и средних предприятий разрешено проводить всего четырьмя способами — это электронный аукцион, электронный конкурс, запрос котировок или предложений в электронной форме. Никакие иные способы для конкурентных закупок более неприемлемы. Об этом сказано в статье 3.4 закона 223-ФЗ. 

Кроме того, теперь в законе 223-ФЗ определено, что такие процедуры можно проводить на площадках, удовлетворяющих единым требованиям к ЭТП, установленным в законе 44-ФЗ и дополнительным требованиям, утвержденным Правительством в постановлении № 657 от 8 июня 2018 года.

В качестве операторов торгов по 44-ФЗ отобрано 8 площадок. Они перечислены в приложении к распоряжению № 1447-р. Соответственно, проводить торги для МСП по 223-ФЗ можно на любой из них.

Банковские гарантии обеспечения исполнения контракта для поставщиков госзаказа 

по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ

Подведем короткий итог. Мы вкратце рассмотрели вопрос о закупках, проводимых госкорпорациям и госкомпаниями, и узнали в чем их основные отличия от закупок для государственных и муниципальных нужд. Очевидно, что закупки, проводимые в рамках Закона № 223-ФЗ, создают участникам дополнительные трудности, но, одновременно, могут предоставить и дополнительные возможности. О том, как устроен рынок государственных и корпоративных закупок мы расскажем в следующей статье.

Привлекает ли Вас широкие возможности или пугают ли трудности, решать Вам, уважаемые читатели!

Эксперты Кредитно-Страхового агентства, со своей стороны, рекомендуют Вам попробовать принять участие в нескольких закупках. От Вас потребуется только желание участвовать, остальное сделаем мы.

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор - все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

 

Кредитно-Страховое агентство – весь спектр услуг для участников госзакупок.
Доверьте решение проблем специалистам!

Понравилась информация - поделись с друзьями!

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Телефон: 8-800-550-3322

По всей России звонок бесплатный!

Электронная почта: arkada@kb52.ru

Наш адрес: г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.48. Полный список контактов

Обратная связь!