Все участники рынка закупок знают, что после празднования Нового года наступает передышка. Глухозимье, такой термин у рыбаков обозначает период времени с января по февраль. Считается, что в этот период с рыбалкой все «глухо» - рыба не клюет, погода постоянно меняется, то мороз, то вьюги. В закупках то же самое. Все существенные изменения в законодательстве уже приняты до Нового года, планы на текущий год еще только верстаются, бюджетные средства еще не скоро дойдут до получателей. Можно перевести дух.

Но не тут то было. Информационную бомбу 1 февраля взорвали в Совете Федерации. Зампред СФ Николай Журавлев на заседании верхней палаты призвал регионы ускорить реализацию инфраструктурных проектов. Контракты по ним нужно заключать до 1 июня (по федеральным объектам) и до 1 июля (по региональным). Затем сенатор предложил «разгрузить» и «пересмотреть» закон «О контрактной системе в сфере закупок» (закон № 44-ФЗ) с учетом «новых вызовов».

Спикер СФ Валентина Матвиенко поддержала и развила предложение своего зама. Хоть правительство и сократило сроки по некоторым процедурам в госзакупках, это «кардинально не решает проблему», заявила сенатор. По словам Матвиенко, после 1 июля остается только полгода для освоения средств на социальные объекты (школы, детсады, дороги), что неприемлемо — особенно для северных регионов, где строительный период короткий. 

«Я бы предложила с учетом нынешних условий, новой реальности, в которой мы живем, не цепляться за какие-то догмы. Может быть, наложить мораторий на закон и дать возможность быстро осваивать средства» — сформулировала спикер СФ.

Матвиенко обозначила и сроки действия моратория: до конца специальной военной операции. 

С момента предложения Совета Федерации ввести мораторий на действие закона «О контрактной системе» (44-ФЗ) прошла ровно неделя. Новость вызвала бурю обсуждений в профессиональном сообществе. Когда страсти немного поутихли, попробуем разобраться, что же все-таки это было.

Сначала о тех, кто поддержал предложение руководства Совета Федерации. Таких немало. Среди них ряд сенаторов, некоторые депутаты Госдумы и несколько губернаторов. Так, например, зампред думского комитета по строительству Александр Аксененко отметил, что «основная беда» госзакупок проявляется именно в строительном секторе. «Пока сформируют цену, пока отыграют — цены уже изменятся. Пересчет сметы — это дополнительные деньги и время», — заявил депутат.

Мораторий на действие закона 44-ФЗ позволит оперативно принимать решения о старте проектов и быстро начинать их финансирование, высказался губернатор Ростовской области Василий Голубев. А глава Нижегородской области Глеб Никитин отметил, что «сейчас обстановка сложная в сфере поставок, и нужны гибкие формы в реализации, в том числе и государственных нужд».

Против предложения выступил, разумеется, Минфин, являющийся основным разработчиком и регулятором закупочной системы.

Положения закона о госзакупках обеспечивают работу контрактной системы в условиях спецоперации, заявили в Минфине. В  ведомстве подчеркнули, что механизмы госзакупок уже адаптированы к новым реалиям.

Вот аргументы Минфина в пользу действующей редакции закона:

- закон позволяет заключать контракты в сжатые сроки: конкурентными способами или без их использования по решению региональных властей;

- дает регионам полномочия самостоятельно устанавливать любые дополнительные случаи определения единственных исполнителей;

- обеспечивает заключение и исполнение контрактов в соответствии с лимитами бюджетных обязательств;

- дает возможность проводить малые закупки запросом котировок: процедура занимает не больше 6 рабочих дней;

- позволяет проводить оплату контрактов в течение 7 дней;

- поддерживает импортозамещение, малый бизнес, СОНКО и учреждения ФСИН.

В Минфинее отдельно сформулировали возможности, которые закон «О контрактной системе» (44-ФЗ) предоставляет для строительной отрасли:

- срок определения подрядчиков может не превышать 26 календарных дней в конкурсах и 18 дней в аукционах;

- доступны закупки «под ключ»: одновременно на проектирование и строительство объекта.

Будем справедливы - закону о госзакупках уже 10 лет. За это время, как отмечают специалисты, бюджетные траты стали гораздо прозрачнее. Ведомства чаще выбирали подрядчиков по конкурсу, побеждали компании, предлагавшие самую низкую цену. Система стала публичной. Вся информация о тендерах, сроках и стоимости заказов, результатах закупок публикуется в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере госзакупок. Это сделано специально, чтобы повысить прозрачность всей системы государственных и муниципальных закупок. При этом качество работы самой ЕИС, ранее вызывавшее массу нареканий, за последнее время существенно повысилось.

Мораторий на действие закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), скорее всего, будет означать конец этой эпохи. Но в Совете федерации обращают внимание на другое: закон, усложняет и тормозит освоение средств регионами и подрядчиками. А оборонной отрасли сейчас нужно решать задачи в сжатые сроки.

Газета «КоммерсантЪ» изучила мнение бизнеса по поводу возможного ввведения моратирия на действие закона «О контрактной системе». По мнению издания, бизнес насторожило предложение о введении моратория на закон о госзакупках. Однако предприниматели считают, что нынешние правила нужно менять.

Спорить с этим бессмысленно, отмечает генеральный директор завода «Москабельмет» Павел Моряков: «Там были проблемы с подготовкой ТЗ и участием. Каждая запятая приводила к тому, что тендер мог затянуться на год или два. Считаю, что надо не полностью отменять, а все-таки упростить закон и сохранить прозрачность. Например, Московский метрополитен, в нем нет ничего, влияющего на СВО, и его нужно оставить в списке, чтобы не было желания что-то обойти. Есть, например, военные, конечно, там надо сейчас это все закрывать».

Но с началом военных действий на Украине прозрачностью и так начали пренебрегать. Еще летом “Ъ” писал, что заказчики стали реже выкладывать в открытый доступ информацию о договорах. А в Минфине предлагали чаще контролировать контракты в закрытом режиме.

Аналитиков эти призывы настораживали. Они говорили о росте коррупционных рисков и потенциальной монополизации рынка. Однако в Совете Федерации не без основания парируют, что лазейки для незаконных схем остаются и сейчас.

Что же будет дальше? Валентина Матвиенко поручила своему заместителю Журавлеву подготовить предложения по мораторию и направить их в правительство. Спикер Совета Федерации также планирует лично обсудить вопрос с премьер-министром Михаилом Мишустиным.

Финансовые услуги для участников  закупок

Более 10 лет на рынке

Какие именно предложения готовят сенаторы, частично проясняет комментарий Журавлева для СМИ. Вот основные тезисы:

  1. Синхронизировать новые полномочия регионов по работе с ед. поставщиками с последующими проверками и мерами ответственности.
  2. Исключить влияние длительных процедур обжалования на сроки строительства объектов.
  3. Разрешить заказчикам выбирать быстрые и простые закупочные процедуры (запросы котировок).
  4. Ввести мораторий на сложные и длительные процедуры (аукционы).
  5. Снять лимиты для закупок малого объема через электронные магазины (закупки с полки).
  6. Ускорить закупки через реестр добросовестных поставщиков и разрешить начинать торги до доведения лимитов бюджетных средств до регионов.

Ожидается, что в ближайшее время Совет Федерации подготовит окончательную редакцию своих предложений. Оценку инициативам сенаторов будет давать Правительство. Его слово в этой дискуссии будет решающим. И если оценка будет положительной, соответствующий законопроект будет вынесен на рассмотрение в Госдуму, которая ожидаемо его одобрит.

По нашему мнению, исход рассмотрения вопроса далеко не ясен. Особенно учитывая, что некоторые министры (например, Денис Мантуров и Антон Силуанов) заняли свои кресла больше 10 лет назад и в свое время активно продвигали закон о госзакупках. Можно предположить, что дело сведется к выяснению отношений между различными группировками внутри как самого Правительства, так и власти в целом. Ведь на кону, в конечном итоге, стоит возможность доступа к огромным государственным средствам.

Посмотрим, как будут развиваться события дальше. Думаем, что скучно не будет.

 

Больше новостей из мира закупок в нашем сообществе в "ВКонтакте". Будьте всегда в курсе событий, присоединяйтесь !

 

 

Кредитно-Страховое агентство - мы делаем госзакупки доступными !

 

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Звоните: 8-800-550-3322 (звонок бесплатный

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310.

Работаем удаленно по всей России!

Расчет стоимости независимой гарантии Задать вопрос

Полный список контактов