Эксперты считают действующее законодательство о закупках неэффективным из-за ориентации на конкуренцию в условиях фактического ее отсутствия. Об этом пишет газета «Коммерсантъ».

Система регулирования госзакупок не обеспечивает реальной конкуренции и высокого качества поставок и нуждается в реформировании. Такой вывод содержится в совместном исследовании Центра принятия управленческих решений и Антикоррупционного центра ВШЭ «Система государственных закупок в России: конкуренция против качества?».

Авторы отчета констатируют: госзакупки устроены «так, будто на большинстве рынков существует конкуренция сильных и качественных поставщиков». Однако в реальности госзакупки характеризуются доминированием небольшого числа крупных игроков, на которых приходится большая часть дорогих контрактов,— 5% всех поставщиков получает 83% всех средств, отмечают авторы со ссылкой на данные портала Единой информационной системы госзакупок в октябре 2019 года. При этом показатель конкуренции за одну закупку устойчиво снижается.

Конкуренции препятствуют как объективно низкие спрос и предложение, так и консерватизм заказчиков в работе с проверенными поставщиками, коррупционные закупки и картельные сговоры самих поставщиков.

Появлению же новых игроков препятствуют сложные процедуры и возможность организации преследования (вплоть до уголовного — ФАС, например, наращивает свои «антикартельные» полномочия). При этом упор регуляторов на «конкурентность» закупок стимулирует даже добросовестных заказчиков к нарушениям и приводит к «недолжным закупкам». Авторы каталогизировали 100 основных способов обхода закона о госзакупках, отметив, что заказчиков в них чаще интересует возможность получения личной выгоды, а вот добросовестные участники прибегают к нарушениям, в том числе для обеспечения качества закупки. Идеальный сценарий дешевой качественной поставки с конкурентного рынка и без коррупционной составляющей авторы считают «крайне неустойчивым и труднодостижимым, особенно если сфер закупок много»,— в подавляющем большинстве случаев государству как заказчику приходится делать выбор между этими целями.

В этом ключе идея Минфина, ФАС и Казначейства о возможной будущей унификации законов о закупках государства и госкомпаний, по мнению авторов, отрицательно скажется на состоянии коррупции в сфере закупок.

Более того, эксперты констатируют, что для решения уже накопленных проблем с коррупцией и общей неэффективностью закупок нужно развивать разработку специализированного регулирования рынков (ИТ-услуг, лекарств и медизделий, образования) в виде пилотных проектов. Успешные модели авторы предлагают внедрять в ФЗ-44 в качестве особого режима регулирования или оформлять в виде отдельных отраслевых законов. Другой поворот того же решения выглядит как создание единого кодекса закупок с «общей» и «особенной» (отраслевой) частями взамен нынешнего закона о госзакупках.

Банковские гарантии, кредиты и займы для поставщиков госзаказа

Быстро, выгодно, минимум документов !

Отдельное регулирование авторы предлагают ввести для заведомо неконкурентных рынков, избавив поставщиков-монополистов от изображения конкурентных процедур. Вместо этого предлагается создать реестр добросовестных поставщиков с подтверждением квалификации, ввести внешнюю приемку результатов и упростить процесс обжалования некачественных поставок. Отметим, что Минфин уже занимается упрощением закупочного законодательства, ряд его инициатив также ориентирован и на усиление контроля качества поставок (например, введение универсальной предквалификации для поставщиков и электронного актирования на всех этапах закупки). Однако проблемы избыточного сосредоточения на обеспечении конкуренции в ущерб качеству в министерстве не видят, призывая «точнее описывать предмет закупки» и обжаловать «недолжное» поведение заказчиков и поставщиков в ФАС и судах.

С полным текстом аналитического исследования можно ознакомиться в нашем сообществе "ВКонтакте".

 

Кредитно-Страховое агентство - мы делаем госзакупки доступными !

 

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Звоните: 8-800-550-3322 (звонок бесплатный

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310.

Работаем удаленно по всей России!

Расчет стоимости независимой гарантии Задать вопрос

Полный список контактов