В этой статье мы рассмотрим ситуацию, когда заказчик отказывается принимать банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. На практике подобные ситуации встречаются достаточно часто и могут привести к самым неприятным для исполнителя последствиям.

Что означает для исполнителя отказ заказчика в принятии гарантии. Ответ очевиден – ничего хорошего. До окончания срока, установленного законодательством на заключение контракта, исполнитель должен предоставить другую банковскую гарантию (при этом высока вероятность, что времени на это может не хватить) или обеспечить исполнение контракта денежными средствами. Средства могут быть и заемными, но получить за короткий срок банковский кредит на приемлемых условиях вряд ли возможно. А это значит, что, скорее всего, придется обеспечивать контракт собственными средствами. И если найти их не удастся, то исполнителя ожидают отказ от заключения контракта, внесение в Реестр недобросовестных поставщиков и потеря денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в тендере. Самое неприятное из всего перечисленного – это даже не потеря денег и контракта, на который исполнитель рассчитывал, а ущерб деловой репутации компании, который может стать фатальным для дальнейшего ведения бизнеса.

Как должен действовать потенциальный исполнитель контракта в подобной ситуации? Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют первым делом разобраться в причинах, побудивших заказчика отказаться от принятия банковской гарантии. И если отказ не обоснован должным образом, то обязательно следует принять меры для защиты своих интересов от неправомерных действий заказчика.

Итак, может ли заказчик действительно отказать в принятии банковской гарантии. Да, может. Но при этом закон четко оговаривает основания для такого решения. В соответствии с ч. 6 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик может отказаться от приема банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта только в случаях:

1. Отсутствия информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий.

2. Несоответствия банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 ст. 45 Федерального закона о «О контрактной системе в сфере закупок».

3. Несоответствия банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Коротко прокомментируем причины возможные отказа в принятии гарантии.

Отсутствие банковской гарантии в соответствующем реестре в Единой информационной системе в сфере закупок, скорее всего, означает, что исполнителем была представлена фиктивная банковская гарантия. Исключением может стать случай возникновения у банка технических проблем с постановкой выпущенной банковской гарантии в реестр ЕИС. Иногда такое случается. Эксперты Кредитно-Страхового агентства настоятельно рекомендуют связаться с банком и выяснить причины отсутствия гарантии в реестре. Возможно, техническая проблема будет решена в течение нескольких ближайших часов. Или Вы получите подтверждение, что гарантия с указанными реквизитами банком не выпускалась, а брокер, услугами которого воспользовалась Ваша компания, оказался недобросовестным.

Как правило, предлагаемые банками формы банковской гарантии соответствуют требованиям законодательства. Работающие на рынке госзакупок банки ежедневно выпускают большое количество гарантий, и форма этих гарантий уже многократно опробована на самых различных заказчиках. Вместе с тем, мы считаем, что исполнителям будет нелишним еще раз ознакомиться с требованиями к банковским гарантиям, предъявляемыми в ч. 2 и 3 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ:

Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

Дотошные исполнители могут самостоятельно проверить выпущенные банком гарантии исполнения контракта на соответствие требованиям законодательства.

Особое же внимание мы советуем уделить проверке банковской гарантии на соответствие требованиям извещения о закупке и закупочной документации. В первую очередь следует обратить внимание на следующие основные моменты:

1. Проверить сумму банковской гарантии, в том числе и с учетом возможных антидемпинговых требований, изложенных в ст. 37 Федерального закона № 44-ФЗ. При падении цены более чем на 25 % от начальной цены закупки размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза. Если же начальная цена контракта составляет 15 млн. рублей или менее, исполнитель может избежать увеличения размера обеспечения, предоставив заказчику подтверждение своей добросовестности.

2. Проверить срок действия банковской гарантии. В соответствии с законом «О контрактной системе в сфере закупок» срок действия гарантии должен не менее чем на месяц превышать срок действия контракта. Однако это не означает, что заказчик пропишет именно такое требование. Он может указать в документации конкретный желаемый срок гарантии или отметить, что гарантия должна превышать срок действия контракта на 2, 3 или сколько угодно месяцев, или прописать, что срок действия гарантии должен распространяться и на гарантийный период.

3. Проверить текст банковской гарантии на технические ошибки и опечатки. Тексты гарантий готовят конкретные банковские специалисты, а им, как и всем людям, свойственно иногда ошибаться. Достаточно часто на практике встречаются случаи, когда в тексте гарантии неверно указываются наименование либо реквизиты бенефициара, принципала или банка-гаранта. Допускаются ошибки в приводимых в тексте данных о закупке. Согласитесь, обидно получить отказ в принятии гарантии из-за опечатки банковского сотрудника и собственной невнимательности.

4. Проверить учтены ли все требования документации в макете банковской гарантии. Большинство банков не читают документацию заказчика и всегда выставляют макет банковской гарантии для согласования по своей форме. Надо помнить, что заказчик может указать нестандартные требования к банковской гарантии, например:

• указание конкретного места рассмотрения споров по банковской гарантии, отличающегося от места нахождения банка (обычно это место нахождения заказчика);

• требование о раскрытии всех обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией, например, в документации может встречаться такая формулировка:

«Безотзывная банковская гарантия должна содержать следующие условия исполнения банком-гарантом своих обязательств:

а) если принципал не выполнил предусмотренные контрактом обязательства при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг;

б) если принципал нарушил установленные заказчиком сроки устранения обнаруженных им недостатков в поставленных товарах, выполненных работах, оказанных услугах;

в) если принципал некачественно выполнил работы, оказал услуги, поставил некачественный товар, предусмотренные контрактом.»

Кроме того, в документации также может быть предусмотрена конкретная форма банковской гарантии. Что делать исполнителю в таком случае? Вариантов не так много. Следует либо искать банк, который сможет выпустить гарантию по форме заказчика (оговоримся сразу, что не все банки к этому готовы), либо самостоятельно убедиться, что предложенная банком форма гарантии полностью соответствует требованиям законодательства и документации о закупке. В этом случае можно попытаться согласовать с заказчиком гарантию по форме банка, а в случае его отказа, отстаивать свою правоту в суде. Какой вариант предпочтительней – выбирать исполнителю. Рекомендации экспертов Кредитно-Страхового агентства – обязательно следует заблаговременно согласовать макет гарантии с заказчиком, по возможности, избегая конфликтных ситуаций.

Кредитно-Страховое агентство предлагает участникам закупок  по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ помощь в получении банковских гарантий, кредитов и займов. Наши кредитные эксперты оценят финансовое состояние вашей компании и предложат наиболее выгодные условия кредитования от более чем 50 банков-партнеров. Оцените заранее возможность получения займа на обеспечение заявки или банковской гарантии обеспечения исполнения контракта. Свяжитесь с нашими экспертами или оставьте заявку на сайте. 

Если же заказчик все же принял решение отказать в приеме банковской гарантии? В соответствии с требованиями части 7 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок», он обязан с течение трех дней с момента получения банковской гарантии в письменной форме или в форме электронного документа проинформировать об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа. Порядок действий заказчика в этом случае дополнительно регламентируется письмом Министерства экономического развития РФ от 15 марта 2016 г. № Д28и-722.

Подведем краткий итог вышесказанному – если представленная исполнителем банковская гарантия обеспечения исполнения контракта соответствует требованиям как ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ, так и требованиям документации о закупке, заказчик не имеет права ее не принимать. Требуйте от заказчика письменного или электронного документа с обоснованием отказа и обжалуйте его в суде.

Приведем несколько примеров рассмотрения в различных судебных инстанциях дел, связанных с отказом заказчика в приеме банковских гарантий.

1. Заказчик не принял банковскую гарантию – участник отсудил у банка, выдавшего гарантию, убытки и упущенную выгоду.

При рассмотрении апелляционной жалобы 9 Арбитражный апелляционный суд встал на сторону компании-участника закупок, которая из-за банковской гарантии, не соответствующей положениям закона, лишилась возможности заключить контракт. При этом сумма контракта составляла около 6 миллионов рублей, а за предоставление гарантии компания заплатила банку комиссию в размере около 200 тысяч рублей. Заказчик, рассмотрев банковскую гарантию, пришел к выводу, что она не соответствует закону о госзакупках, потому что в ней отсутствует ряд обязательных условий. В связи с этим компании-участнику было отказано в заключении контракта.

Суд при удовлетворении требований компании-участника о взыскании убытков и упущенной выгоды, учел, что данная компания принимала участие в согласовании банковской гарантии. Поэтому сумма убытков и упущенной выгоды была снижена в два раза.

Источник – Постановление 9 Апелляционного арбитражного суда от 05.07.2016 года по делу № 09АП-26750/2016.

2. Суд признал незаконным включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), так как компания предприняла необходимые действия по замене несоответствующей закону банковской гарантии на новую гарантию.

Заказчик не принял банковскую гарантию участника по причине отсутствия в ней отлагательного условия о заключении договора на предоставление банковской гарантии. Антимонопольный орган в свою очередь вынес решение о включении компании в РНП как уклонившегося от заключения контракта участника.

Суд указал, что при включении в реестр необходимо учитывать не только отсутствие обеспечения обязательств по контракту (банковской гарантии), но и недобросовестность поведения участника – совершение умышленных действий (бездействий), которые бы противоречили закону о госзакупках. Участник закупки вместе с тем не имел умысла на уклонение от заключения контракта и незамедлительно, как только стало известно об отклонении банковской гарантии, направил заказчику разъяснения банка и новую банковскую гарантию.

Источник – Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2015 года по делу № 45-10215/2015.

3. Суд признал законным включение участника закупки в РНП по причине предоставления банковской гарантии не соответствующей положениям закона. Оформление гарантии через посредника не снимает ответственности с участника закупки.

Заказчик отклонил банковскую гарантию по причине того, что она не была включена в реестр банковских гарантий по 44-ФЗ. Суд указал на то, что компания-участник закупки должна была проявить должную осмотрительность при оформлении банковской гарантии через посредника и самостоятельно проверить наличие её в реестре на официальном сайте госзакупок.
Источник – Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.07.2015 года по делу № А19-15172/2014.

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с ч. 8.1 ст. 45 новой редакции закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок", с 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий в Единой информационной системе не доступен для участников закупок. Проверить наличие банковской гарантии в реестре может только заказчик закупки. В этой связи участник закупки может получить подтверждение выпуска банковской гарантии, обратившись непосредственно в банк. Мы рекомендуем использовать для этих целей только номера телефонов, указанные на официальном сайте банка. Кроме того, банк-гарант по требованию участника закупки обязан предоставить выписку из реестра банковских гарантий, которая при необходимости может быть передана заказчику.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют – внимательно подходите к вопросу получения банковских гарантий. Избегайте ненадежных посредников, какие бы выгодные условия они Вам не обещали. Не бойтесь потратить время на изучение тендерной документации и проверку макета банковской гарантии. Обязательно заблаговременно согласовывайте макет гарантии с заказчиком. Выполнение этих простых требований поможет Вам избежать неприятных ситуаций. А если заказчик необоснованно отклонил представленную Вами гарантию, не бойтесь отстаивать свои интересы в суде.

Хотите всегда быть всегда курсе событий – подпишитесь на рассылку новостей от Кредитно-страхового агентства в социальной сети «ВКонтакте». Наш адрес в социальной сети - vk.com/arkada_finance .

 

Кредитно-Страховое агентство – Ваш надежный помощник в сфере Госзакупок!

 

 

 

 

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Звоните: 8-800-550-3322 (звонок бесплатный

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310.

Работаем удаленно по всей России!

Расчет стоимости независимой гарантии Задать вопрос

Полный список контактов