Госкомпаниям могут поменять правила осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по инициативе субъектов РФ. Такие новости приходят из Министерства экономического развития.

Ведомство провело сбор предложений региональных органов власти по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе (закон 44-ФЗ) и закупок отдельных видов юридических лиц (закон 223-ФЗ) в части, касающейся поддержки субъектов МСП. Эти предложения направлены на рассмотрение Минфина РФ, Федеральной антимонопольной службы России и Федерального казначейства.

Соответствующие поручения о сборе и анализе таких предложений были даны ведомствам в начале июня.

В числе прочего регионы Российской Федерации предлагают внести в закон № 223-ФЗ поправку, согласно которой спецторги (закупки в которых могут принимать участие только субъекты МСП) должны будут проводиться только конкурентными способами. В настоящее время на закупки у малого бизнеса должно приходиться не менее 20% от совокупного годового объема закупок госкомпаний. Эту квоту заказчики выбирают как за счет конкурентных закупок, так и за счет закупок у единственного поставщика или закупок малого объема.

По результатам спецторгов, проведенных в 2022 году, госкомпаниями было заключено 439 тыс. договоров на 1,8 трлн рублей. Всего, как по результатам спецторгов, так и по результатам обычных закупок (в том числе проведенных в конце 2021 года), госкомпании заключили с субъектами МСП 907 тыс. договоров на 4,4 трлн рублей. Годом ранее таких контрактов было 888 тыс. на 6,9 трлн рублей.

Еще ряд предложений субъектов РФ касаются вопросов обеспечения исполнения договоров. Здесь, в частности, предлагается устанавливать размер такого обеспечения от цены подписанного договора, а не от начальной (максимальной) цены договора. При этом тех субъектов МСП (победителей спецторгов), которые смогут подтвердить исполнение трех договоров или госконтрактов без применения неустоек в течение предыдущих трех лет, предлагается освободить от предоставления обеспечения исполнения договора.

Кроме того, предлагается уменьшить размер самих обеспечительных мер. В частности, размера обеспечения заявки - до 1% от НМЦК. В настоящее время предельный размер обеспечения заявки установлен на уровне 2%, а исполнения договора - на уровне 5%.

Также намечено расширить число видов обеспечения - дополнить их "поручительствами" региональных гарантийных организаций (РГО) или разрешить им выдавать независимые гарантии. В настоящее время РГО, созданные в виде некоммерческих организаций, имеют право выдавать поручительства для обеспечения заявок на участие в закупках, для обеспечения исполнения контрактов. В то же время, закупочным законодательством предусмотрено использование (для обеспечения) только независимых гарантий, а согласно ГК РФ - независимые гарантии могут выдавать только коммерческие организации.

Субъекты РФ отмечают также, что региональная закупочная практика показывает большое число отклонений заявок малого бизнеса при закупках госкомпаний из-за формальных оснований. Речь идет о том, что согласно положениям закона № 223-ФЗ, заявка на участие в конкурсе, аукционе и запросе предложений должна состоять из двух частей. Причем, в первой части не должна содержаться информация об участнике закупки. В противном случае госкомпания должна отклонять такую заявку. Для решения этой проблемы предлагается ввести единую заявку без деления на первую и вторую части, а при проведении аукциона установить порядок этапности по аналогии с законом «О контрактной системе в сфере закупок» (закон № 44-ФЗ), когда на первом этапе происходит подача ценовых предложений, а на втором - рассмотрение заявок и подведение итогов.

Более того, субъекты РФ предлагают в законе 223-ФЗ прописать типовой перечень оснований для отклонения заявок при проведении спецторгов (в настоящее время госкомпании самостоятельно прописывают такие основания в своих положениях о закупках).

Помимо этого, субъекты РФ предлагают ввести административную ответственность за невыполнение госкомпаниями норм по закупкам у малого бизнеса. Так, предлагается дополнить Кодекс РФ об административных нарушениях новыми видами нарушений: невыполнение заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов МСП в установленном объеме, размещение недостоверной информации о годовом объеме закупок у субъектов МСП, неразмещение в срок (до 1 февраля) годового отчета о закупках у МСП.

Еще одно предлагаемое нововведение - распространение "национального режима", установленного в рамках 44-ФЗ, на закупки госкомпаний. Речь идет о запрете на закупку отдельных видов импортной промышленной продукции (Постановление Правительства № 616), на закупку иностранного программного обеспечения (Постановление Правительства № 1236), об ограничении допуска отдельных видов иностранной промышленной продукции (Постановление Правительства № 617), об ограничении допуска импортных жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Постановление Правительства № 1289), отдельных видов импортных медицинских изделий (Постановление Правительства № 102), отдельных видов импортных пищевых продуктов (Постановление Правительства № 832), а также о мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ (Постановление Правительства № 878).

Кроме того, субъекты РФ предлагают включить в закон 223-ФЗ нормы, устанавливающие правила заключения офсетных (со встречными инвестиционными обязательствами), - по аналогии с 44-ФЗ, увеличить ценовой порог для закупок "электронных магазинах" (так называемые, "закупки с полки") до 50 млн рублей (либо для отдельных номенклатурных позиций, либо для любых товаров) с 20 млн рублей в настоящее время.

Одним из самых востребованных нововведений может стать увеличение при проведении госзакупок (закон № 44-ФЗ) пороговых значений спецторгов для СМП и СОНКО. Предложения об этом представило большинство субъектов РФ.

Речь идет об увеличении предельной начальной (максимальной) цены контракта при проведении таких закупок. В настоящее время этот показатель установлен на уровне 20 млн рублей. Субъекты РФ, предлагают увеличить этот показатель до 30-100 млн рублей, ссылаясь на то, что с 2013 года, когда этот показатель был утвержден, цены заметно выросли и этот "порог" во многих случаях не позволяет проводить спецторги без дробления тех или иных закупок.

Также предлагается увеличить квоту обязательных госзакупок у малого бизнеса до 30% с 25% в настоящее время. При этом указывается на необходимость включения в число СМП и СОНКО самозанятых, а также увеличение (до 40% от цены контракта) обязательного объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа малого бизнеса.

Еще одна инициатива предусматривает изменение методики расчета объема закупок у малого бизнеса. Так, этот объем предлагается рассчитывать исходя из суммы цен контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур. Необходимость такого изменения объясняется тем, что в настоящее время объем закупок у СМП и СОНКО рассчитывается исходя из утвержденного на соответствующий финансовый год общего объема финансового обеспечения закупок заказчика. То есть, в расчет идут в том числе неосвоенные заказчиком средства, что ведет к занижению реальной доли закупок у малого бизнеса.

Также субъекты РФ предложили сократить до 5 рабочих дней срок оплаты по контрактам с малым бизнесом (в настоящее время действует общий для всех госзакупок срок оплаты - 7 рабочих дней), установить пониженный размер обеспечения заявок на участие в спецторгах на уровне 1%.

Банковские гарантии, кредиты и займы для участников закупок

Ряд предложений касается госзакупок инновационной и высокотехнологичной продукции. В частности, предлагается установить 25% ценовую преференцию участникам закупки, которые являются обладателями исключительного права или исключительной лицензии на соответствующее изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Другое предложение предусматривает введение минимального объема закупок инновационной продукции - 15% от совокупного годового объема закупок. При этом на уровне закона должны быть определены критерии отнесения продукции и технологий к инновационным и высокотехнологичным. Также предлагается дать субъектам РФ право создать и вести собственные перечни инновационной продукции. И более того, закупать такую продукцию (включенную в перечень) у единственных поставщиков.

Регуляторы в области госзакупок должны изучить эти и другие предложения субъектов РФ и при необходимости подготовить проекты тех или иных поправок в закупочное законодательство. А значит следует ждать новых изменений в закупочном законодательстве.

Удачных Вам закупок !

 

Больше новостей из мира закупок в нашем сообществе "ВКонтакте". Присоединяйтесь, будьте всегда в курсе событий.

 

Кредитно-Страховое агентство - мы делаем госзакупки доступными !