Минэкономразвития России выступило с инициативой создания единой электронной площадки на базе ЕИС.

Предлагается создать единую торговую электронную площадку, которая заменит пять ныне существующих площадок для госзаказа, а в последующем возможно и все 160, которые предназначены для проведения закупок госкомпаний. Данное предложение уже направлено в Правительство РФ.

В ответ Федеральная антимонопольная служба опубликовала на своём официальном сайте пресс-релиз, в котором говорится, что антимонопольный орган инициативу Министерства поддерживать не будет.

Минэкономразвития объясняет, что концентрация всей закупочной деятельности на одной площадке позволит поставщикам проще и удобнее производить поиск необходимых тендеров, а контрольно-надзорному органу – выполнять свои функции. Так же предложено переводить денежные средства, которые платят компании в качестве обеспечения участия в тендерах не на площадку, как это делается сейчас, а в банки или казначейство. При этом предполагается, что единая площадка будет взымать комиссию с заказчиков и поставщиков.

ФАС России отказалось поддерживать данную инициативу, объясняя это тем, что создание единой торговой площадки увеличит бюджетные расходы, и негативно отразится на качестве работы всей системы государственных закупок. Антимонопольный орган считает, что наличие нескольких площадок развивает конкуренцию и повышает качество предоставляемых услуг. При этом на сегодняшний день на обслуживание ЕИС выделяются большие средства из госбюджета, однако проблема технических ошибок системы и её некорректной работы не решена. Таким образом, если случится сбой в работе единственной торговой площадки на базе ЕИС, то вся закупочная деятельность будет парализована.

Тем временем Минэкономразвития опубликовало на своём официальном портале текст ко второму чтению в Госдуме этого законопроекта. А ФАС России в свою очередь настаивает на развитии существующей электронной модели закупок.

Победить в нечестном тендере можно.

Многим из регулярно участвующих в тендерах компаний наверняка приходилось сталкиваться с недобросовестными действиями заказчика, действующего в интересах одного из участников.

Одним из самых распространенных приемов, используемых недобросовестными заказчиками, являются так называемые  "опечатки для своих". Речь идет о преднамеренной ошибке или опечатке в слове, о которой известно только "нужной" фирме (например, "афсальт", "атвомобиль" и др.), или указании неверного кода продукции. И в первом, и во втором случаях потенциальные участники госзакупки просто не могут ее найти в ЕИС (на интернет ресурсе zakupki.gov.ru). 

Заказчик может признать победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта не ранее чем через 13 дней с даты, когда в единой информационной системе размещен протокол подведения итогов.

Такой вывод делает Минэкономразвития исходя и того, что победитель вправе в течение 13 дней с даты появления в ЕИС этого протокола разместить в ней протокол разногласий к проекту контракта.

Ведомство также отмечает: если контрольный орган приостановил заключение контракта, нельзя признать уклонившимся от него победителя, который не подписал проект контракта своевременно.

Письмо Минэкономразвития России от 29.02.2016 N Д28и-517

С 1 января 2017 года унитарные предприятия обязаны проводить закупки по Закону N 44-ФЗ

До 31 декабря государственные и муниципальные унитарные предприятия должны создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего, осуществить планирование закупок на 2017 и последующие годы, а также зарегистрироваться в единой информационной системе (ЕИС).

Указанные организации смогут проводить закупки по Закону N 223-ФЗ и после 1 января в двух случаях: - если предприятие - исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение - контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством); - если закупки финансируются за счет грантов. При этом закупки по Закону N 223-ФЗ возможны, если заказчик принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 321-ФЗ (вступает в силу 1 января 2017 года).

По Закону N 44-ФЗ в контракте следует предусмотреть условие о сроках возврата средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

По мнению Минэкономразвития, это условие заказчик определяет и включает в контракт самостоятельно.

Из разъяснений ведомства можно сделать вывод, что заказчик также вправе установить в контракте порядок, в котором уменьшается обеспечение контракта, внесенное в виде денежных средств. Если необходимо уменьшить обеспечение контракта, предоставленное в виде банковской гарантии, следует получить новую гарантию.

Письмо Минэкономразвития России от 18.05.2016 N Д28и-1404

Одной банковской гарантией нельзя обеспечить исполнение нескольких контрактов

Минэкономразвития обращает внимание участников госзакупок, на то, что возможность обеспечить несколько контрактов одной банковской гарантией не предусмотрена Законом N 44-ФЗ. По каждому выигранному контракту надо представить отдельное обеспечение.

Кредитно-Страховое агентство напоминает, что есть два способа обеспечить исполнение контракта. Один из них - внести денежные средства на счет, указанный заказчиком. Второй - представить банковскую гарантию, выданную в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Такая гарантия должна быть безотзывной. В ней необходимо указать обязательства, надлежащее исполнение которых обеспечивается.

Письмо Минэкономразвития России от 18.04.2016 N Д28и-1057.