Дождались! Вчера Государственная дума РФ приняла в III чтении первый из законопроектов об упрощении ряда норм закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (закон № 44-ФЗ). Перед третьим чтением в проект было дополнительно включено около 126 поправок. Большая их часть была принята.

Законопроект, разработанный Правительством, изначально был направлен на упрощение госзакупок в строительной сфере. Однако в ходе работы над проектом, в него были включены нормы, затрагивающие весь процесс закупок.

К основным нововведениям можно отнести, в частности, нормы, значительно упрощающие процедуру планирования госзакупок. Они предусматривают, что планирование закупок будет осуществляться на основании только одного документа - плана-графика (сейчас заказчики должны готовить и регулярно актуализировать два документа - план закупок и план-график). Сам план-график должен готовиться в соответствии с трехлетним циклом формирования бюджета - на очередной финансовый год и плановый период.

Форму и правила подготовки плана-графика должно будет определить правительство РФ. При этом оговаривается, что изменения в план-график могут вноситься за один день до публикации извещения о проведении соответствующей закупки, а не за 10 дней, как это предусмотрено действующей редакцией закона 44-ФЗ.

Еще одно положение принятого закона значительно повышает порог для так называемых «коротких аукционов» со сроком подачи заявки семь дней. Изначально предполагалось увеличить этот порог с нынешних 3 млн. до 50 млн. рублей для всех аукционов и до 500 млн. рублей - для строительных аукционов. Но по предложению председателя правительства, которое он сделал в ходе отчета правительства в Госдуме в среду, эти значения были увеличены, соответственно, до 300 млн. рублей и до 2 млрд. рублей.

Другие положения закона корректируют антидемпинговые меры, которые могут применяться заказчиками. В частности, вводится запрет на выплату аванса тем поставщикам, которые снизили стоимость контракта более чем на 25%. Более того, при таком снижении цены при закупках товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой помощи, лекарственные средства, топливо), участник закупки должен будет представить заказчику обоснование предлагаемой цены. Для этого поставщики смогут использовать, например, гарантийные письма производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки и т.п.

Также новым законом предусмотрено, что в тех случаях, когда определить объем необходимых товаров, работ, услуг на момент закупки невозможно, заказчик вправе осуществлять соответствующие закупки из расчета за единицу товара, работы, услуги.

Помимо этого закон упрощает вопрос обоснования закупок. При этом правительство РФ теряет право определять порядок обоснования закупок а обоснованной будет признаваться закупка, осуществляемая в соответствии с правилами нормирования и определения начальной (максимальной) цены контакта, установленными в 44-ФЗ.

Еще одно положение нового закона повышает порог для закупок малого объема, которые заказчики могут осуществлять без осуществления закупочных процедур с любым участником рынка - до 300 тыс. рублей вместо 100 тыс. рублей, как это предусмотрено в настоящее время.

Значимая часть нововведений касается закупок в области строительства - поскольку изначально закон был направлен на упрощение закупочных процедур именно в этой сфере. В их числе возможность поставщикам в первой части заявки на участие в строительных аукционах, содержащих проектную документацию, указывать только свое согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных закупочной документацией, предоставление заказчикам права при нарушении сроков исполнения строительных контрактов по вине подрядчика однократно продлевать срок действия таких контрактов, а при одностороннем расторжении контракта - заключать новый контракт со вторым участником закупки без повторного проведения закупочной процедуры.

Еще одно нововведение оговаривает возможность изменения существенных условий контрактов (стоимость, сроки исполнения), заключенных с единственным поставщиком.

Основная часть новых норм вступает в силу с 1 июля текущего года.

Также закон устанавливает новый (уточненный) срок введения в эксплуатацию нового функционала ГИС "Независимый регистратор" - 1 января 2020 года. Ранее был установлен срок - 1 октября 2019г.

Банковские гарантии и кредиты для исполнителей госзаказа

Высокий процент одобрения

Эксперты Кредитно-Страхового агентства выражают некоторое недоумение по поводу небывалой спешки с принятием большого количества серьезных поправок в законодательство о госзакупках. Законопроект был внесен в Госдуму 5 апреля, а уже 18 апреля принят окончательно в 3 чтении!  И это практически сразу, после вступления в силу с 1 января 2019 года большого пакета изменений в 44-ФЗ. Куда несемся, господа депутаты? Может быть не стоит так торопиться, как бы не получился такой же цирк, как с введением регистрации исполнителей в ЕИС. Хотим-то, конечно, как лучше, а вот как получится ?

Принятые поправки, без сомнения, требуют серьезного изучения. Мы обязательно подготовим и опубликуем статью с анализом всех нововведений, вносимых в закон "О контрактной системе". Читайте новости из мира госзакупок на нашем сайте.

 

Больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор - все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

 

Кредитно-Страховое агентство - помощь участникам госзакупок !

 

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Звоните: 8-800-550-3322 (звонок бесплатный

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310.

Работаем удаленно по всей России!

Расчет стоимости независимой гарантии Задать вопрос

Полный список контактов