По мнению антимонопольного ведомства наиболее часто государственные заказчики допускают следующие нарушения, неправомерно ограничивающие число участников закупки:
1. Установление требований о предоставлении в составе заявок сведений о химическом составе, конкретных показателях товаров, являющихся результатом технологических процессов их изготовления или результатами испытаний этих товаров.
«Такие требования могут существенно сократить число потенциальных участников закупки, так как участник закупки на этапе подачи заявки не обязан иметь в наличии необходимый товар и владеть информацией о его составе», - уточняет начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов. Например, к излишней детализации относятся, в частности, требование заказчика указать в составе заявки химический состав пластика, из которого изготовлена закупаемая ручка, метод проката пластика при изготовлении папок для хранения бумаг и т.д.
2. Объединение в один лот работ, для выполнения которых необходимо соответствующее разрешение (лицензия, участие в СРО), и работ, на выполнение которых таких документов не требуется. Если работы, требующие наличия разрешительных документов, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав иных работ, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующих разрешений может быть признано неправомерным при рассмотрении жалобы, так как при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующие документы.
К примеру, при осуществлении закупок на выполнение работ по текущему ремонту, для выполнения которых не требуется участие в СРО, и работ по монтажу, обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности, для выполнения которых необходима лицензия, установление требования о наличии у участника закупки соответствующей лицензии является неправомерным. «Наша позиция о неправомерности таких действий неоднократно подтверждалась в суде, в том числе и в определениях Верховного суда Российской Федерации», - комментирует Артем Лобов.
3. Установление ограничений на привлечение субподрядчиков. Исполнитель по контракту не должен быть ограничен в возможности привлечь субподрядчиков на выполнение определенных видов работ, так как установление такого запрета является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя. Также неправомерны требования о согласовании с заказчиком субподрядчиков или запрет на привлечение субподрядчиков. Решения и предписания ФАС России по соответствующим делам не раз поддерживались в суде.
Эксперты Кредитно-Страхового агентства настоятельно советуют заказчикам и участникам закупок внимательно знакомиться с Законом о контрактной системе (44-ФЗ) и соответствующими подзаконными актами с целью предотвращения нарушений и защиты своих законных интересов.

 

Кредитно-Страховое агентство - Ваш гид в мире Госзакупок !

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Звоните: 8-800-550-3322 (звонок бесплатный

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310.

Работаем удаленно по всей России!

Расчет стоимости независимой гарантии Задать вопрос

Полный список контактов