Как следует из доклада, опубликованного на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок ((ЕИС) общий объем процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), объявленных в соответствии с Законом № 223-ФЗ, увеличился по сравнению с 2015 годом на 10% и достиг 25,7 трлн. рублей. На топ-5 крупнейших заказчиков приходится 28% всех закупок.
Только 5% закупок осуществляется способами «конкурс» и «аукцион». Закупки у единственного поставщика составляют более 36%, закупки с применением «иных способов» составляют более 59% от общего объема закупок в 2016 году. Объем закупок у единственного поставщика в 2016 году увеличился на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Количество «иных способов» закупок, проводимых заказчиками увеличилось в 2016 году на 983 способа. Отсутствие в Законе № 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется уже более 4 480 способов определения поставщика, которые в том числе маскируют закупки у единственного поставщика.
За весь период реализации Закона № 223-ФЗ на 174 электронных площадках было проведено свыше 1,5 млн. закупок в электронной форме. На 46 электронных площадках осуществляется 99% закупок в электронной форме. При этом на 75 электронных площадках проведено в совокупности около 10 тыс. закупок, на 9 электронных площадках была проведена только одна закупка, на 44 электронных площадках не было проведено ни одной закупки в электронной форме.
Из 86 419 зарегистрированных в единой информационной системе организаций 8 530 организация не проводила ни одной закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ и Законом № 44-ФЗ. Данная информация свидетельствует о возможных признаках нарушения законодательства о закупках, которое выражается в регистрации в ЕИС лица, не являющегося заказчиком, но действующего под видом заказчика.
В 2016 году заключено 189 договоров с субъектами МСП на сумму, превышающую предельный размер закупки у таких субъектов (400 млн. рублей). Выявлены случаи заключения заказчиками многомиллиардных договоров с единственным поставщиком – «субъектом МСП». Например, ПАО «Газпром» заключило договор с ООО «НИПИ НГ Петон» на сумму свыше 47,3 млрд. рублей, ПАО «НК «Роснефть» заключен договор с ООО «ПромГазСервис» на сумму свыше 16,9 млрд. рублей. В связи с этим целесообразность учета в квоте закупок у субъектов МСП таких договоров вызывает сомнение.
Результаты опроса субъектов МСП, проведенного АНО «АСИ», об оценке эффективности мер, направленных на поддержку субъектов МСП, показали, что большая часть респондентов удовлетворены результатами государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Например, 94,4% респондентов
Удовлетворены сроками заключения договоров по результатам закупки (менее 20 рабочих дней). Сроками оплаты по договору (менее 30 календарных дней) удовлетворены 80,9% респондентов.
Директивами Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 2793п-П13 предусмотрено введение крупнейшими заказчиками с государственным участием нормирования закупок. К настоящему времени около 40% заказчиков, которым направлены указанные директивы, разместили на своих официальных сайтах нормативы закупок.


Анализ поведения заказчиков

По состоянию на 31 декабря 2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – единая информационная система) зарегистрировано 86 419 организаций, на которые распространяется действие Закона № 223-ФЗ (в 2016 г. – 5 609), из них:
101 организация, зарегистрированная в единой информационной системе, вправе не применять положения Закона № 223-ФЗ в связи с размещением информации о доле выручки, предусмотренной частью 2.1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ;
11 910 организаций при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в связи с не размещением в установленном порядке положения о закупке;
8 530 организаций не проводили ни одной закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ и Законом № 44-ФЗ. Данная информация свидетельствует о возможных признаках нарушения законодательства о закупках, которое выражается в регистрации в ЕИС лица, не являющегося заказчиком, но под видом заказчика. Такая практика создает риски мошенничества, при котором подставное лицо (как правило, фирма-однодневка, действующая как заказчик) объявляет о проведении закупки, устанавливая требование об обеспечении заявки в денежной форме. К моменту подведения результатов закупки такое лицо пропадает, собрав денежные средства.

 

Динамика регистрации заказчиков в ЕИС по годам с 2012 по 2016 г.г.

Данные о регистрации заказчиков в единой информационной системе показывают, что основная часть заказчиков, которые обязаны применять положения Закона № 223-ФЗ, зарегистрировались в единой информационной системе в 2012-2014 годах. В настоящее время осуществляется регистрация вновь создаваемых (в том числе преобразуемых) юридических лиц.


Анализ проводимых закупок

В 2016 г. в ЕИС размещено было размещено 1 532 374 извещения о закупках, общий объем которых превышает 25,7 трлн. рублей, что на 10% больше, чем в 2015 году.
Основной проблемой закупок отдельных видов юридических лиц является низкая конкурентность. Только 5% закупок осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с гражданским законодательством. Закупки у единственного поставщика составляют более 36%, а закупки с применением «иных способов» составляют более 59% от общего объема закупок в 2016 году.
Отсутствие в Законе № 223-ФЗ исчерпывающего перечня способов закупок привело к тому, что заказчиками применяется более 4 480 способов определения поставщика, которые в том числе маскируют закупки у единственного поставщика, что следует даже из их наименования:
«короткая закупка»;
«исследование рынка»;
«неконкурентная закупка»;
«непосредственная закупка»;
«новый способ закупки»;
«приглашение к сотрудничеству»;
«иной не запрещенный законом способ»;
«прямой контакт»;
«прямой выбор».
Необходимо отметить, что общий объем закупок, осуществляемый «иными способами», увеличился на 16% по сравнению с 2015 годом. В то же время закупки, проводимые «иными способами», некоторые крупные заказчики относят к конкурентным. Среди таких закупок в соответствии с положениями о закупке можно выделить «запрос цен», «запрос предложений», «запрос котировок», «редукцион».
По данным ежемесячной отчетности, в 2016 г. заказчиками заключено договоров на сумму более 21,1 трлн. рублей , в том числе:
по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на сумму более 10,4 трлн. рублей, что составляет 49% от общего объема заключенных за указанный период договоров;
по результатам закрытых закупок, сведения о которых составляют государственную тайну или в отношении которых Правительством Российской Федерации приняты решения о неразмещении сведений о них в единой информационной системе, на сумму более 730 млрд. рублей, что составляет 3,5% от общего объема заключенных договоров за указанный период;
По результатам закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму 2,1 трлн. рублей, что составляет 9,8% от общего объема заключенных договоров за указанный период.
По данным ежемесячной отчетности, на долю топ-5 крупнейших заказчиков в 2016 г. пришлось свыше 8,6 трлн. рублей, что составляет 41 % всех осуществляемых в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупок. Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что 5 крупнейших компаний во многом определяют состояние конкурентной среды на отраслевых рынках.

 

ТОП-5 крупнейших заказчиков по Закону № 223-ФЗ

По данным реестра договоров, общий объем заключенных договоров в 2016 г. составил свыше 15 трлн. рублей. При этом по результатам анализа указанной информации выявлено, что общий объем заключенных договоров, отражаемых заказчиками в ежемесячной отчетности, превышает общий объем договоров, внесенных в реестр договоров, на 27% процентов.
В связи с этим общая сумма фактически заключенных заказчиками договоров в 2016 г. может быть существенно скорректирована в сторону уменьшения.

В разрезе номенклатуры рейтинг закупок товаров, работ, услуг, в 2016 году согласно заключенным договорам, представлен на диаграмме:

Более 3,8 трлн. руб. расходуется на закупки строительных работ, что составляет 14,8% от общего объема закупок.

Крупнейшие договоры в сфере строительных работ в 2016 году заключены с единственным поставщиком, а также по результатам осуществления «иных способов» закупок:
ПАО «Газпром» заключен договор на проектирование и строительство комплекса по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа в районе КС «Портовая» на сумму 126 млрд. рублей;
ГК «Российские автомобильные дороги» заключено долгосрочное инвестиционное соглашение на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на сумму свыше 74 млрд. рублей;
ГК «Российские автомобильные дороги» заключено долгосрочное инвестиционное соглашение на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги на сумму свыше 62 млрд. рублей;
На закупку услуг по оптовой торговле приходится более 3,26 трлн. рублей, что составляет 12,7% от общего объема закупок. Наиболее дорогостоящими договорами в 2016 году являются договоры на услуги по оптовой торговле твердым, жидким и газообразным топливом:
ООО «ГазпромМежрегионГазКурган» заключен договор на сумму более 18 млрд. рублей на поставку газа;
АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» заключен договор на поставку нефтепродуктов, необходимых для проведения отопительного сезона 2016-2017 гг., на сумму свыше 10 млрд. рублей.
АО «НК «Роснефть-Ставрополье» заключен договор на поставку бензина на сумму свыше 7 млрд. рублей.

Анализ электронных закупок с использованием электронных площадок

По состоянию на 31 декабря 2016 г. с единой информационной системой интегрированы 174 электронные торговые площадки (ЭТП), обеспечивающие проведение закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Общий объем закупок, проведенных с использованием ЭТП, составил свыше 6,7 трлн. рублей, что составляет 26% от общего объема закупок в 2016 году. При этом общий объем закупок в электронной форме по сравнению с 2015 годом увеличился на 1,3 трлн. рублей.
На шести крупнейших электронных площадках осуществляется 71% всех закупок в электронной форме.

 

ТОП-6 Электронных площадок по Закону № 223-ФЗ

За весь период реализации Закона № 223-ФЗ было проведено 1,5 млн. закупок в электронной форме. На 46 электронных площадках осуществляется 99% закупок в электронной форме.  

Анализ поведения поставщиков

В 2016 году среднее количество поданных заявок на участи в закупке составило 1,64, что на 27 % больше чем в 2015 году.

Среднее количество поданных заявок в зависимости от объемов закупки

Анализ представленных данных свидетельствует о том, что наиболее конкурентные закупки осуществляются в ценовом диапазоне от 10 млн. рублей до 50 млн. рублей. В данном ценовом диапазоне заказчики должны осуществлять закупки у субъектов МСП, если товары, работы, услуги внесены в перечень закупок у субъектов МСП.

Среднее количество поданных заявок в разрезе закупаемых товаров, работ, услуг

Наиболее развитая конкуренция наблюдается в области закупок в сфере строительства – 1,89 заявки.
Полученные по результатам мониторинга сведения свидетельствуют о том, что наиболее высокий уровень конкуренции наблюдается при закупках, проводимых среди субъектов МСП (в среднем 2 участника, при среднем показателе 1,6 участника при закупках по 223-ФЗ в целом).

Топ-5 крупнейших поставщиков по количеству и стоимости заключенных договоров

 

 

 

По количеству контрактов

 

 

 

По объему контрактов

 

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Звоните: 8-800-550-3322 (звонок бесплатный

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310.

Работаем удаленно по всей России!

Расчет стоимости независимой гарантии Задать вопрос

Полный список контактов