Прошло уже больше трех недель с момента начала военной операции на территории Украины. Привыкаем жить и работать в условиях жестких санкций. Рассказываем, что изменилось для участников госзакупок.

 

Заказчики, находящиеся под санкциями», освобождены от обязанности размещать закупки в ЕИС

Сведения о закупках заказчиков, в отношении которых недружественными иностранными государствами введены политические, экономические санкции (или иные меры ограничительного характера), а также информация о поставщиках, с которыми такими заказчиками заключены договоры, с 7 марта 2022 г. перестают размещаться в ЕИС и носят конфиденциальный характер.

Такие меры предусмотрены Постановлением Правительства РФ в целях  нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств.

Предполагается, что указанные изменения дадут заказчикам возможность проводить конкурентные закупки в закрытой форме (в том числе в электронной форме на специализированной электронной площадке), а также направлены на защиту поставщиков от введения вторичных санкций за участие в закупках таких заказчиков.

Заказчики - кредитные организации также применяют эти нормы (изменения), если санкции введены в отношении лиц, контролирующих кредитную организацию.

Документы: Постановление Правительства РФ от 6 марта 2022 г. № 301, Письмо Минфина РФ от 14.03.2022 г. № 22-03-08/18813

 

Установлена возможность изменения любых условий контрактов

Согласно новой редакции  ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ допускается изменение по соглашению сторон существенных условий указанных контрактов, заключенных до 1 января 2023 года, если при их исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения. Соответствующее изменение осуществляется с соблюдением положений ч. 1.3 – 1.6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ либо местной администрации.

При этом, согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Закона № 44-ФЗ. При этом положения ст. 34 и 95 Закона № 44-ФЗ распространяются на все контракты, способ осуществления закупки значения не имеет.

Документ:  Федеральный закон от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ

 

Расширены возможности закупок у единственного поставщика

По решению учредителя медицинские организации могут в электронной форме закупать лекарства, расходные материалы и медицинские изделия у единственного отечественного производителя или из стран, которые не вводили санкции против России. Перечень недружественных стран Правительство утвердило 5 марта 2022 г.

Годовой объем таких закупок не должен превышать 50 млн рублей для лекарств и расходников и 250 млн рублей для медизделий (ч.1 статьи 93 44-ФЗ дополнили новым пунктом 5.1).

Также Фонд социального страхования сможет проводить электронные закупки  технических средств реабилитации и услуг у единственного поставщика (ч. 1 статьи 93 дополнили новым пунктом 5.2).

Максимальную сумму закупки лекарств у единственного поставщика для одного пациента, когда есть решение врачебной комиссии, увеличили до 1,5 млн рублей (скорректирован п. 28 ч. 1 статьи 93).

Производители лекарств и медизделий, не имеющих аналогов, и единственные поставщики из России и стран, которые не вводили экономические санкции, будут внесены в соответствующий реестр единственных поставщиков. Порядок ведения этого реестра устанавливает Правительство (в ч. 1 статьи 93 добавлен пункт 28.1).
Срок действия новых пунктов — 5.1, 5.2 и 28.1 — два года со дня официального опубликования закона, то есть до 8 марта 2024.

Документ:  Федеральный закон от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ

 

Изменены перечни иностранных товаров с условиями допуска к госзакупкам

С 22 марта 2022 г.  вступают в силу изменения, вносимые в приказ Минфина РФ от 4 июня 2018 года № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Изменения вносятся в перечни № 1 (перечень товаров, в отношении которых устанавливаются условия допуска) и № 2 (перечень товаров, в отношении которых устанавливаются условия допуска исключительно при реализации национальных программ).

Из перечня № 1 уберут часть продукции, например:

– 10.61.21 — муку пшеничную и пшенично-ржаную;

– 10.73.11 — макаронные и аналогичные мучные изделия;

– 17.12.73.110 — бумагу мелованную для печати;

– 20.52.10 — клеи;

-23.11.1 — листовое стекло.      

В перечень № 1 дополнительно включат:

– 10.11.11.120 — телятина парная, остывшая или охлажденная;

– 10.61.11.000 — шелушеный рис;

– 13.20.44.120 — медицинская марля;

– 20.59.52.194 — реактивы химические общелабораторного назначения.

Кроме того, в некоторых позициях уточнят коды-исключения. В частности, для резиновых и пластмассовых изделий.

Из перечня N 2 среди прочего исключат:

– 27.90.31 — машины электрические и аппараты для пайки мягким и твердым припоем или сварки;

– 28.30 — сельхозтехнику;

– 29.10.4 — грузовой автотранспорт.

В перечень № 2 дополнительно добавят:

– 26.40.31.190 — аппаратуру для воспроизведения звука;

– 32.2 (кроме 32.20.9) — музыкальные инструменты.

В ряде позиций также поменяют коды-исключения. Например, для компьютеров и периферийного оборудования.

Документ:  Приказ Минфина РФ от 5 марта 2022 г. № 30н

 

Товары из ДНР и ЛНР приравнены к товарам из ЕАЭС при применении условий допуска к закупкам по Закону № 44-ФЗ

С 22 марта 2022 г. товары из ДНР и ЛНР приравнены к товарам из ЕАЭС при применении условий допуска к закупкам по Закону № 44-ФЗ. Соответствующие изменения внесены в приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н.

Таким образом, при конкурентных закупках определенных товаров преимущество в отношении цены контракта будет предоставляться и участникам, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, происходящих из ДНР и ЛНР. В настоящее время такое преимущество предоставляется, если в заявке предлагаются товары, происходящие исключительно из ЕАЭС.

Документ: Приказ Минфина России от 5 марта 2022 г. № 30н

 

Определен порядок списания заказчиками неустоек

С 8 марта вступили в силу изменения в ч. 9.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Правительству РФ предоставлено право установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.

На основании этой нормы внесены изменения в Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, которые вступили в силу с 12 марта.

Теперь списываются начисленные контрагенту, но не уплаченные неустойки по любым контрактам, обязательства по которым были исполнены в полном объеме. Год и причина ненадлежащего исполнения обязательств значения не имеют. При этом заказчик:

– списывает такие неустойки, если их общая сумма не превышает 5% цены контракта;

– списывает 50% таких неустоек при условии уплаты контрагентом вторых 50% неустоек, если их общая сумма превышает 5%, но составляет не более 20% цены контракта.

Кроме того, установлено, что начисленные, но не уплаченные неустойки полностью списываются по контрактам, обязательства по которым как были, так и не были исполнены в полном объеме, если причиной ненадлежащего исполнения обязательств является возникновение при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением:

– политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, ее граждан или российских юридических лиц;

– мер ограничительного характера иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов.

В этом случае основанием для принятия решения о списании неустойки является исполнение (при наличии) контрагентом обязательств по контракту, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, представленное контрагентом заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

Документы:  Федеральный закон от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 340

 

Продлен срок действия лицензий и разрешений

В связи с введенными санкциями Правительство РФ приняло решение продлить действие ряда лицензий и разрешений.

Это касается лицензий и разрешений, срок действия которых закончился с 14 марта или закончится до конца текущего 2022 года. Указанные лицензии и разрешения продляются на 12 месяцев.

Соответствующее постановление Правительства вступило в силу с 14 марта. Его действие распространяется на:

лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в т.ч. лицензии на розничную продажу в торговых объектах или в заведениях общепита);

лицензии на ТВ- и радиовещание;

разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (если получатели этих документов — компании или ИП, которые работают на вредных объектах I категории);

лицензии на водопользование;

договоры пользования водными объектами;

разрешения на перевозку пассажиров и багажа такси;

сертификаты о происхождении товара СТ-1.

Отраслевые регуляторы могут продлить эти разрешения, даже если срок их действия истек до 14 марта.

Кроме того, регуляторы вправе в 2022 году ввести множество послаблений, среди которых сокращение срока выдачи, переоформления и продления разрешений; 

перечня документов и сведений, которые нужны для этих процедур;

списка требований к соискателям и обладателям разрешений.

Кроме того, Правительство предусмотрело особенности таких режимов для строительства, туризма, оказания услуг связи, охраны окружающей среды, транспорта, торговли и др.

Одновременно отменено взимание госпошлины за выдачу и продление лицензий для любой деятельности и внесение изменений в их реестр по заявлениям, которые подали с 14 марта или еще направят до конца 2022 года.

Документ: Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353

 

Помощь поставщикам Госзакупок

Независимые гарантии, займы, кредиты, страхование

 

Рекомендовано использовать отечественные браузеры для доступа к  государственным интернет-ресурсам

Чтобы иметь доступ ко всем государственным сайтам и онлайн-сервисам, в том числе к Единому порталу госуслуг, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ рекомендовало установить браузеры, которые поддерживают российский сертификат безопасности. Сейчас такая функциональность есть, например, у «Яндекс.Браузера» или «Атом» от VK.

 

Больше новостей из мира госзакупок в нашем сообществе "ВКонтакте". Удачных Вам закупок.

 

 

Кредитно-Страховое агентство - мы делаем госзакупки доступными !

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Звоните: 8-800-550-3322 (звонок бесплатный

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310.

Работаем удаленно по всей России!

Расчет стоимости независимой гарантии Задать вопрос

Полный список контактов