В предыдущей статье мы рассказывали о том, что изменится в порядке закупок товаров, работ или услуг для государственных и муниципальных нужд (закон 44-ФЗ) с 1 января 2021 года. Теперь мы поговорим о закупках госкомпаний. Эксперты Кредитно-Страхового агентства расскажут о предстоящих изменениях в закупках, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).
1. Установление обязательной минимальной доли закупок товаров российского производства
С 1 января 2021 года вступает в силу Постановления Правительства № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» Оно устанавливают обязательную минимальную долю товаров российского происхождения, закупаемых госкомпаниями по закону 223-ФЗ.
Обязательная минимальная доля закупок определяется в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году. В том числе, данное правило относится и к товарам, поставляемым при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
По этому постановлению, российским товаром будет считаться товар, который находится либо реестре российской промышленной продукции Минпромторга, либо в реестре российской радиоэлектроники.
Действие постановления распространяется на 251 товар. Среди них: продукция легкой промышленности, бумага и картон, инструменты, вычислительная техника, разные виды медицинского оборудования, продукция автомобильной промышленности, лифты, мебель и многое другое.
Средний размер доли российского товара — 50-60%. Для некоторых позиций из перечня товаров этот показатель составляет 90%.
(Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения")
2. Изменение порядка формирования плана закупок
С 1 января 2021 года в форме плана закупок, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932, необходимо указывать количество поставляемого товара при выполнении закупаемых работ (услуг), а в случае, если объектом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, указывается информация только о таком поставляемом товаре, который подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.
Кроме того, в плане закупок необходимо указывать информацию об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. При этом, информацию необходимо указывать по каждому коду целевой статьи расходов.
(Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2020 г. № 1799 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц")
3. Изменения порядка ведения реестра договоров по 223-ФЗ
С 1 января 2021 года в реестре договоров необходимо указывать при внесении информации о заключенном договоре информацию о цене единицы товара, работы или услуги, а в случае, если предметом договора являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о цене единицы товара, о стране происхождения товара включается в реестр в отношении товара, который подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.
Кроме того, в реестре договоров при внесении информации об исполнении договора, предметом которого являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о поставленном товаре включается в реестр в отношении товара, который подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.
С 1 января 2021 года в реестре договоров необходимо указывать информацию об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. При этом, информацию необходимо указывать по каждому коду целевой статьи расходов.
Также в реестр договоров в 2021 году необходимо вносить в информацию об исполнении договора в течение 10 дней исполнения договора, в том числе приемки товара, работы, услуги.
(Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2020 г. № 1799 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц")
Банковские гарантии, займы и кредиты для участников закупок
4. Изменения в порядке закупок операторов по обращению с ТКО
С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в закон № 223-ФЗ, устанавливающие, что при расходовании средств на закупки всеми лицами, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с отходами, нормы указанного закона будут распространяться на региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Положения о закупках должны быть актуализированы, утверждены и размещены в ЕИС не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок.
(Федеральный закон от 22.12.2020 № 443-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»)
5. Введение административной ответственности за несвоевременную оплату по контрактам с МСП
С 1 января 2021 года вступают в силу поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), которые устанавливают административную ответственность за нарушение госкомпаниями срока оплаты по контрактам с МСП. При этом для должностных лиц предлагается установить наказание в виде штрафа в размере от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц - от 50 до 100 тыс. рублей.
(Федеральный закон от 22.12.2020 № 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7.32-3 и 23.83 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»)
6. Создание Единого заказчика в сфере строительства
Одновременно, считаем необходимым напомнить нашим читателям, что с 22 декабря 2020 года дополнен перечень отношений, не регулируемых федеральным законом 223-ФЗ.
С указанной даты часть 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ дополнена новым п. 18, согласно которому Закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с выполнением инженерных изысканий, архитектурно-строительным проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом объектов капитального строительства, которые обеспечиваются публично-правовой компанией "Единый заказчик в сфере строительства" в соответствии с программой деятельности указанной публично-правовой компании на текущий год и плановый период за счет средств федерального бюджета.
Публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства" создается в целях осуществления функций государственного заказчика и застройщика при обеспечении строительства объектов капитального строительства для государственных нужд.
(Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 435-ФЗ "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Обращаем внимание читателей, что очередной крупный пакет изменений в закупочное законодательство вступит в силу с 1 апреля 2021 года. Следите за новостями на нашем сайте, присоединяйтесь к нашему сообществу «ВКонтакте». Будьте всегда в курсе событий.
Кредитно-Страховое агентство – мы делаем госзакупки доступными