Весна и осень – это традиционное время внесения поправок в закупочное законодательство. А значит, настало время поговорить о грядущих изменениях в закупках. На прошедшей неделе планами по изменению законодательства поделились сразу несколько сотрудников Минфина России. Рассказывают эксперты Кредитно-Страхового агентства.

Весной прошлого года был подготовлен и принят первый оптимизационный пакет поправок к закону «О контрактной системе в сфере закупок». Он был направлен преимущественно на сокращение закупочных процедур и их упрощение. Одновременно шла речь о подготовке следующего пакета поправок. Однако эпидемия коронавируса спутала планы.

И вот на прошедшей неделе в ходе конференции «Закупки 2030» заместитель министра финансов Алексей Лавров сообщил новость, которую все так долго ждали – второй оптимизационный пакет поправок может быть внесен в Госдуму в течение осенней сессии.

По словам заместителя министра в настоящее время завершается процесс устранения ведомственных разногласий. Однако в Минфине нет уверенности, что у депутатов получится рассмотреть документ в первом или втором чтении.

В Минфине рассчитывают, что правительственный законопроект в процессе обсуждения может быть дополнен предложениями депутатов, а в итоговый документ войдут предложения, готовые к реализации.

Во второй оптимизационный пакет вошли поправки, первоначально предложенные при подготовке первого оптимизационного пакета, но потребовавшие дополнительных доработок и согласований.

О чем же идет речь? В числе прочего второй оптимизационный пакет поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ) предусматривает:

- сокращение числа видов закупочных процедур до трех с одиннадцати в действующей редакции закона;

- унификацию требований к извещениям о закупках, к заявкам на участие в закупках и т.п.;

- введение универсальной предквалификации участников закупок (к участию в закупках с ценой от 20 млн рублей будут допускаться только те поставщики, которые имеют опыт исполнения госконтрактов);

- запуск рейтинга деловой репутации;

- изменение порядка проведения аукциона;

- предоставление права госкорпорации ВЭБ.РФ и региональным гарантийным организациям права выдавать участникам закупок независимые гарантии вместо банковских гарантий.

Всего законопроект включает в себя более 50 существенных поправок.

Тему второго оптимизационного пакета поправок на прошедшей неделе поддержала руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова в ходе проходившей в Москве конференции «Финансы растущему бизнесу».

По словам Демидовой, в Правительство РФ было направлено предложение о предоставлении среднему бизнесу тех же преимуществ, которые получают субъекты МСП в рамках контрактной системы. При одобрении этого предложения Минфин готов включить соответствующие положения во второй оптимизационный пакет поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ) при подготовке этого законопроекта ко II чтению в Госдуме. Или подготовить отдельный законопроект.

При этом Демидова отметила, что увеличение числа участников закупок, имеющих соответствующие преференции, повлечет за собой увеличение доли обязательных госзакупок у СМП - до 30% от общего стоимостного объема закупок с 15% в настоящее время. Такое увеличение квоты закупок у СМП также включено в предложение министерства

Также на прошедшей неделе заместитель министра финансов Алексей Лавров сообщил, что ведомство планирует в следующем 2021 году приступить к разработке еще одного (уже третьего) крупного пакета поправок к закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ).

В этот законопроект Минфин планирует включить поправки, направленные на выстраивание сквозной системы нормирования (установление требований, включая предельные цены, к закупаемым товарам, работам, услугам). По мнению Минфина, действующие механизмы нормирования, когда каждое ведомство, субъект РФ создает собственные правила, фактически не работают.

Банковские гарантии, тендерные займы, кредиты, страхование и факторинг

для участников закупок

Большое количество банков партнеров. Более 7 лет на рынке госзакупок

 

По словам господина Лаврова, предполагается создать единую для всех госзаказчиков систему нормирования с использованием Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) Единой информационной системы в сфере закупок.

Ранее Минфин планировал решить вопросы нормирования в рамках подготовки второго оптимизационного пакета поправок к закону «О контрактной системе» (44 -ФЗ). Однако в ходе разработки этого законопроекта министерство пришло к выводу, что тема нормирования несколько сложнее, чем казалось на первый взгляд, поскольку затрагивает большое количество подзаконных актов.

В настоящее время действует трехзвенная система, когда на федеральном уровне есть правительственный акт, устанавливающий требования к нормированию для госорганов. Субъекты РФ, в свою очередь, в соответствии с порядком, установленным правительством, прописывают свои правила нормирования. Помимо этого, есть акты заказчиков, которые сами уже непосредственно утверждают ведомственные акты по нормированию.

Одновременно заместитель министра сообщил, что ведомство работает над развитием контрактной системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе и готово рассмотреть предложения участников рынка закупок.

При этом Лавров отметил, что Минфин оценивает сложившуюся к настоящему времени систему закупок (с учетом всех нововведений, в том числе еще не вступивших в силу и планируемых к принятию в рамках оптимизационных поправок к закону 44-ФЗ) как выполняющую свою задачу, прозрачную, проверяемую и предоставляющую огромное количество аналитической информации.

В то же время, по мнению Минфина, в дальнейшем развитии системы госзакупок есть концептуально разные пути и надо определиться должно ли государство усиливать регулирование закупок или достаточно рамочного закона, оставляющего правительству и заказчикам достаточно места для маневра. Пока по данному вопросу единства среди экспертов и участников рынка закупок нет.

К вопросам, требующим решения, господин Лавров, в частности, отнес упорядочивание процедуры расторжения контрактов по соглашению сторон или в одностороннем порядке и отмену запрета на переуступку прав требования оплаты по госконтрактам. 

По нашему мнению,  вступление в силу поправок, включенных  во второй оптимизационный пакет, следует ожидать никак  не ранее середины следующего года. А что касается третьего оптимизационного пакета, то это дело еще более далекой перспективы.

Вот и все на сегодняшний день. Хотите больше новостей из мира госзакупок, присоединяйтесь к нашей группе "ВКонтакте". Самые свежие новости, аналитические материалы, мнения экспертов,  статьи о закупках из ведущих СМИ, официальные материалы, арбитражная и административная практика и многое другое.

 

 

Кредитно-Страховое агентство - мы делаем госзакупки доступными !

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Звоните: 8-800-550-3322 (звонок бесплатный

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310.

Работаем удаленно по всей России!

Расчет стоимости независимой гарантии Задать вопрос

Полный список контактов