Дополнено 09.01.2020г.

Заканчился 2019 год, запомнившийся, прежде всего, масштабными изменениями, внесенными в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ). Сколько проклятий и стонов раздавалось по этому поводу. Как много интересного узнали о себе разработчики и служба техподдержки несчастной ЕИС, упорно не желавшей работать по новым правилам (да и по старым тоже).

Ничего, пережили и это. И как-то незаметно все стало налаживаться. А может быть, просто уже привыкли не обращать внимание на досадные недоразумения.

И вот наступил 2020 год. Что нового принес он в госзакупки. Да, на первый взгляд, ничего страшного. Большая часть изменений, вступающих в силу в начале 2020 года, касается организации работы заказчиков и носит методологический характер. Основной пакет изменений в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ), как анонсировало правительство, будет рассматриваться Государственной думой не ранее февраля 2020 года. В этой статье мы перечислим уже принятые и вступившие в силу изменения (статья дополнена с учетом изменений, принятых в декабре 2019 года).

1. С 1 января 2020 года регистрация поставщиков в ЕИС стала обязательной. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1752. Таким образом, с начала 2020 года принять участие в электронных процедурах по 44-ФЗ, в конкурентных закупках для субъектов МСП по 223-ФЗ или в процедурах предварительного отбора и электронных аукционах по постановлению Правительства РФ № 615 (185-ФЗ) смогут только участники закупок, прошедшие регистрацию в ЕИС и включенные в Единый реестр участников закупок.

2. С 1 января 2020 года запрещено использовать в закупках квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи по ГОСТ Р 34.10-2001 (уведомление Минкомсвязи РФ от 14.11.2018). С 2020 года доступ к функционалу ЕИС будет осуществляться только с использованием сертификатов по ГОСТ Р 34.10-2012. Заказчикам и участникам закупок, использующим сертификаты старого образца, необходимо срочно заменить их на новые.

3. С 1 января 2020 года вступили в силу постановления Правительства РФ, регламентирующие порядок эксплуатации ГИС «Независимый регистратор»:

• от 28.07.2018 № 881 «Об установлении требований к эксплуатации государственной информационной системы, указанной в части 13 статьи 4 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», порядку формирования, хранения и использования содержащейся в ней информации»;

• от 28.07.2018 № 882 «Об утверждении Правил мониторинга доступности (работоспособности) единой информационной системы в сфере закупок, электронной площадки»;

• от 28.07.2018 № 883 «Об утверждении Правил фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке».

Первоначально предполагалось, что «Независимый регистратор» в полном объеме заработает с 1 октября 2019 года, однако Правительство РФ своим постановлением от 02.08.2019 № 1009 перенесло этот срок на 1 января 2020 года.

Напомним, что государственная информационная система «Независимый регистратор» призвана обеспечить независимую регистрацию (резервирование и хранение) истории проведения закупочных процедур в электронной форме на электронных площадках с целью предоставления информации о действиях, совершенных на торгах, для принятия решения контролирующим органом на основе объективной информации.

4. С 1 января 2020 года вступили в силу 2 типовых контракта в области строительства:

• на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, (приказ Минстроя России от 20.06.2019 № 346/пр);

• на выполнение проектных и изыскательских работ, (приказ Минстроя России от 20.06.2019 № 347/пр).

5. С 1 января 2020 года начали действовать утвержденные распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р:

• перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год;

• перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций;

• перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;

• минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

6. С 1 января 2020 года заработала электронная версия Единого реестра российской радиоэлектронной продукции (предусмотрено постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878). В настоящее время реестр размещается по адресу https://gisp.gov.ru/documents/10546664/ .

7. С 1 января 2020 года вступили в силу изменения в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (по закону 223-ФЗ):

• сокращается срок оплаты по контрактам с субъектами МСП с 30 календарных до 15 рабочих дней (внесено постановлением Правительства РФ от 18.09.2019 № 1205);

• увеличивается минимальный годовой объем закупок у субъектов МСП до 20 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, должен составлять не менее чем 18 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок (введено постановлением Правительства РФ от 01.08.2019 № 1001) .

8. С 1 января 2020 года вступили в силу изменения в Постановление Правительства РФ «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов». В соответствии с указанными изменениями в 2020 году банки, выдающие банковские гарантии для целей обеспечения заявок, обеспечения исполнения контрактов и обеспечения исполнения гарантийных обязательств в рамках федерального закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), должны соответствовать следующим требованиям:

1) Наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей, рассчитываемых по методике Банка России, по состоянию на последнюю отчетную дату.

2) Наличие кредитного рейтинга не ниже уровня «В(RU)» по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) или кредитного рейтинга не ниже уровня «ruB» по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства «Эксперт РА».

Изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 18.07.2019 № 919. 

9. С 5 января 2020 года вступили в силу изменения в Порядок формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным Казначейством в целях ведения реестра договоров. Изменения утверждены приказом Минфина России от 10.06.2019 № 92н и уточняют перечень сведений, которые формируются в процессе ведения реестра договоров.

Изменения, принятые в декабре 2019 года:

10. С 26 декабря 2019 года установлен запрет сроком на 2 года на государственные закупки иностранных систем хранения данных для использования на объектах критической информационной структуры (КИИ). Запрет введен Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 ё№ 1746. В 2020 – 2021 года заказчики смогут закупать для объектов КИИ только системы хранения данных, включенные в российский перечень радиоэлектронной продукции.

11. С 28 декабря 2019 года санируемым банкам разрешено выдавать банковские гарантии для целей обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов в случае принятия Банком России решения о гарантировании непрерывности их деятельности. Соответствующие изменения в статью 45 закона «О контрактной системе» (44-ФЗ) внесены федеральным законом от 27.12.2019 № 469-ФЗ.

Это позволяет санируемому банку, вне зависимости от его соответствия (или несоответствия) установленным законодательством требованиям, осуществлять банковские операции по выдаче банковских гарантий в рамках 44-ФЗ для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

12. С 30 декабря 2019 года вступили в силу изменения в Правила ведения Реестра недобросовестных поставщиков. Изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906.

  • ФАС России и её территориальные управления обязаны в течение 3-х рабочих дней с даты вынесения направлять копию решения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков или об отказе в таком включении в адрес заказчика и лица, в отношении которого принималось такое решение.
  • Конкретизировано, что основанием для досрочного исключения информации из Реестра недобросовестных поставщиков теперь является решение суда о признании незаконным или недействительным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и (или) недействительным решения ФАС России о включении информации в Реестр.

13. С 1 января 2020 года вступили в силу изменения в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ), обязывающие участника закупки указывать страну происхождения товара при участии в любой конкурентной закупке. Изменения внесены федеральным законом № 449-ФЗ от 27.12.2019 года.

14. С 1 января 2020 года начинают действовать новые правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок. Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 и существенно упрощают процесс обсуждения.

15. С 5 января 2020 года действуют новые правила определения НМЦК на поставку лекарств. Приказом Минздрава России от 19.12.2019 № 1064н утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения.

16. С 8 января 2020 года вступили в силу изменения в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ), согласно которым допускается закупка новых машин и оборудования при заключении контрактов жизненного цикла путем проведения конкурсов в электронной форме. Изменения внесены федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ.

17. С 8 января 2020 года Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1922 устанавливаются дополнительные требования к участникам закупок на право обслуживания медицинской техники.

Согласно постановлению при проведении торгов на обслуживание медицинской техники, если начальная (максимальная) цена контракта, на право заключения которого проводится закупка, превышает 10 млн. рублей, устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки:

- либо наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключённого в соответствии с Законом № 44-ФЗ о контрактной системе или Законом № 223-ФЗ о закупках на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники;

- либо наличие контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ о контрактной системе по результатам проведения совместных конкурса или аукциона, на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники.

Устанавливается, что стоимость такого одного контракта (договора), совокупная стоимость таких контрактов должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Обращаем внимание читателей, что дополнительные требования к участникам закупки распространяются не на всю медицинскую технику, а только на медицинскую технику со следующими кодами ОКПД2:

- 26.60.11 (аппараты, основанные на использовании рентгеновского или альфа-, бета-, или гамма-излучений, применяемые в медицинских целях);

- 26.60.12 (аппараты электродиагностические, применяемые в медицинских целях);

- 26.60.13.130 (аппараты высокочастотной и низкочастотной терапии);

- 26.70.22.150 (микроскопы оптические);

- 32.50.12.000 (стерилизаторы хирургические или лабораторные);

- 32.50.21.121 (аппараты для ингаляционного наркоза);

- 32.50.21.122 (аппараты дыхательные реанимационные).

 

С 1 января 2020 года должны были вступить в силу утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.07.2019 № 917 изменения в Требования к операторам электронных площадок и в Правила регистрации участников закупок в Единой информационной системе, касающиеся информации об исполнителях, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Однако в последний момент Правительство РФ  постановлением от 27.12.2019 № 1906 перенесло начало действия указанных выше изменений на 1 января 2021 года.

Кроме этого, в конце декабря 2019 года в Единой информационной системе в сфере закупок был запущен функционал электронного актирования приемки товаров, работ, услуг. Об этом информирует совместное письмо Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы России от 18.12.2019 № 14-00-06/27476, № АС-4-15/26126@. Оформление документов о приемке в настоящее время является для заказчика правом, а не обязанностью. С методическими материалами и обучающими видеороликами можно ознакомиться на сайте ЕИС.

Банковские гарантии для участников закупок

Кредиты на исполнение контрактов

Страхование

На этом пока остановимся. Эксперты Кредитно-Страхового агентства будут и дальше информировать Вас о всех изменениях в сфере госзакупок. Удачи Вам в новом 2020 году!

 

Хотите быть всегда в курсе событий – читайте новости на нашем сайте или в нашем сообществе в социальной сети «ВКонтакте». Удачных Вам закупок!

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Звоните: 8-800-550-3322 (звонок бесплатный

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310.

Работаем удаленно по всей России!

Расчет стоимости независимой гарантии Задать вопрос

Полный список контактов