В последнее время от наших клиентов, использующих упрощенную систему налогообложения (плательщиком НДС не являются), все чаще поступают вопросы относительно закупок, цена которых включает в себя НДС. Давайте попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Начнем с НДС. Налог на добавленную стоимость (НДС) это косвенный налог, исчисляемый продавцом при реализации товаров, работ или услуг покупателю. Покупатель платит продавцу налог со стоимости товара (работы, услуги), а продавец перечисляет НДС в федеральный бюджет. Налог исчисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи. Плательщиками

НДС в бюджет могут являться как организации (в том числе и некоммерческие), так и индивидуальные предприниматели. Организации и предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, в том числе – упрощенную систему налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД) в большинстве случаев плательщиками НДС не являются.

В настоящее время (с 1 января 2019 года) ставка НДС равна 20 %. Но при этом в отношении ряда операций применяются пониженные ставки налога. С 2001 года порядок исчисления и уплаты НДС регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Теперь давайте обратимся к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ). В извещении о закупке заказчик в обязательном порядке должен указать начальную (максимальную) цену контракта (п. 2 статьи 42 44-ФЗ). При этом в соответствии с письмом Министерства финансов России от 27.12.2017 г. № 24-03-08/87276, заказчик при установлении НМЦК должен учитывать все факторы, влияющие на порядок формирования цены: условия, сроки поставки, расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, заказчик в извещении о закупке может указать, что НМЦК включает в себя НДС. Закон «О контрактной системе» (44-ФЗ) не ставит возможность участия в государственных закупках в зависимость от применяемой участниками системы налогообложения. Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Исключение составляют только оффшорные компании (п. 4 части 1 статьи 3).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения, вправе участвовать в государственных и муниципальных закупках наравне с участниками, применяющими общую систему налогообложения, поскольку законом «О контрактной системе» (44-ФЗ) не установлено никаких ограничений в отношении применяемого ими налогового режима.

Теперь перейдем непосредственно к вопросу заключения контракта с победителем закупки. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой и окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (ч. 1 статьи 34).

При заключении контракта в его текст обязательно включается положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 статьи 34).

Сразу отметим, что при формировании ценового предложения участник закупки предлагает цену контракта с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан уплатить согласно НК РФ (т.е. в соответствии с применяемой им системой налогообложения).

Законом № 44-ФЗ (статья 95) не предусмотрено право заказчика на корректирование цены контракта (уменьшения на размер НДС, если исполнитель не является плательщиком налога), контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки. Таким образом, требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе.

Такой вывод подтверждается письмом Министерства финансов РФ от 02.11.2017 г. № 03-07-11/72354.

Помощь участникам госзакупок !

 

Электронная подпись, прохождение аккредитаци, тендерное сопровождение,

банковские гарантии, кредиты и займы

Итак, мы установили, что заказчик не имеет права требовать уменьшения цены контракта на том основании, что исполнитель не является плательщиком НДС. А что делать такому исполнителю закупки, если в действующем контракте сумма контракта указана с учетом НДС и в платежном поручении на оплату контракта заказчик выделил сумму НДС. Платить налог или не платить? Ответ прост – не платить. В подтверждение этого обратимся к письму Федеральной налоговой службы России от 08.11.2016 № СД-4-3/21119@.

В этом письме, рассмотрев обращение по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщиком - исполнителем государственного контракта, применяющими упрощенную систему налогообложения, ФНС сообщает, что в случае, если стоимость контракта в соответствующем пункте контракта указана «включая НДС» и при оплате контракта заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС, но счет-фактура участником закупки не выставлена, т.к. он применяет спецрежим, то и обязанность уплатить НДС в бюджет согласно положениям главы 21 НК РФ не возникает.

В такой ситуации сумма НДС, которая учтена Заказчиком при определении НМЦК, будет дополнительной прибылью участника закупки.

Вроде бы все предельно ясно. Учитывая, что письмо налоговой службы датировано еще 2016 годом, вопросов возникать не должно. Но на практике разногласия между заказчиками и исполнителями продолжаются. Об этом свидетельствуют новые обращения наших клиентов и широкая арбитражная практика.

Желая покончить с разбродом и шатаниями в этом вопросе, Федеральная антимонопольная службы выпустила письмо от 18.06.2019 г. № ИА/50880/19 «О разъяснении положений Федерального закона № 44-ФЗ в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения».

Необходимо принимать во внимание, что решением Верховного суда РФ от 09.12.2019 № АКПИ19-798 указанное выше письмо Федеральной антимонопольной службы признано недействительным. Верховный  суд посчитал, что ФАС превысила полномочия, давая разъяснения по вопросам применения положений закона 44-ФЗ. Решение суда вступило в законную силу. 

Опубликовано Решение Верховного Суда РФ от 09.12.2019 № АКПИ19-798, которое признает недействительным письмо ФАС России от 18.06.2019 № ИА/50880/19 «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим

В этом письме ФАС, являющаяся федеральным контрольным органом в сфере закупок, в целях формирования единообразной практики применения положений закона «О контрактной системе в сфере закупок» еще раз разъясняет:

1. Контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Уменьшение цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель закупки применяет упрощенную систему налогообложения не допускается.

2. Любой участник закупки, в том числе и освобожденный от уплаты НДС и применяющий УСН, вправе участвовать в закупках. В связи с этим заказчику в проекте контракта необходимо установить вариативное условие о цене контракта – «включая НДС/ НДС не облагается».

3. На стадии подписания контракта победитель закупки, применяющий УСН, должен направить заказчику протокол разногласий по вопросу исключения из проекта контракта условия о включении НДС в цену контракта с приложением документов, подтверждающих факт применения УСН. На основании полученного протокола разногласий заказчик обязан исключить указанное условие и внести изменения в проект контракта, дополнив его условием «НДС не облагается» с указанием основания.

Итак, мы привели точки зрения Министерства финансов, Федеральной налоговой службы и Федеральной антимонопольной службы по вопросу НДС в госзакупках. И, как ни странно, мнения по этому вопросу всех трех ведомств совпадают. Более того, эта позиция подтверждается арбитражной практикой (например, определение Верховного Суда РФ от 23.09.2019 № 306-ЭС19-15999 по делу № А12-25318/2018). Этого достаточно для того, чтобы убедить самого упрямого заказчика.

Не бойтесь отстаивать свою точку зрения, если уверены в собственной правоте. И удачных Вам закупок.

 

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор - все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

 

Кредитно-Страховое агентство – мы делаем госзакупки доступными!

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Звоните: 8-800-550-3322 (звонок бесплатный

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310.

Работаем удаленно по всей России!

Расчет стоимости независимой гарантии Задать вопрос

Полный список контактов