Эксперты Кредитно-страхового агентства постоянно отслеживают финансовые новости, чтобы быть в курсе изменений, произошедших в финансовой сфере. В этом разделе сайта мы обеспечиваем наших клиентов самой актуальной информацией о госзакупках, банковских гарантиях, банках, правовой информацией. Будьте и Вы  в курсе финансовых новостей! 

"Кто владеет информацией, тот владеет миром" (Майер Амшель Ротшильд)

 

С 01.07.2018 года вступил в силу федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который ввел не только электронные процедуры закупок, но и единый порядок заключения контрактов по их итогам в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). С 1 января 2019 года контракты по результатам всех электронных процедур заключаются с использованием ЕИС в порядке, установленном статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ. В этой статье эксперты Кредитно-Страхового агентства расскажут, что представляет собой процедура заключения контракта в соответствии с требованиями закона «О контрактной системе» (44-ФЗ).

Итак, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем, а в отдельных случаях, с иным участником этой процедуры, заявка которого была признана соответствующей требованиям закупочной документации и извещения о закупке (ч. 1 статьи 83.2).

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой победителя и его окончательным предложением (ч. 1 статьи 34).

Процедура подписания контракта состоит из нескольких шагов:

- заказчик готовит проект контракта для подписания, внося в него сведения о победителе закупки, а также условия исполнения, предложенные победителем;

- заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке (ЭП) проект контракта;

- победитель закупки подписывает в ЕИС проект контракта и размещает на ЭП подписанный проект и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке;

- заказчик после проверки предоставленного обеспечения исполнения контракта подписывает контракт и размещает его в ЕИС и на ЭП.

Остановимся более подробно на каждом из этих шагов, а также рассмотрим отдельные нюансы процедуры подписания контракта.

 

Подготовка проекта контракта для подписания

Как мы уже говорили, перед публикацией заказчик должен включить в проект цену контракта, информацию о товаре, товарном знаке или конкретных показателях товара, указанные в заявке или окончательном предложении победителя закупки.

Если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг определить невозможно в проект контракта включаются максимальное значение цены контракта, цена единицы товара, работы, услуги (ч. 2.1 статьи 83.2).

Кроме того в проект контракта вносятся сведения о победителе закупки.

При этом за основу берется проект контракта, прилагавшийся к документации или извещению о закупке (ч. 2 статьи 83.2).

 

Размещение проекта контракта заказчиком

Заказчик обязан разместить проект контракта в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной площадке в течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов закупки. Подпись заказчика на проекте контракта не требуется (ч.2 статьи 83.2).

 

Подписание контракта победителем закупки

В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта победитель закупки обязан подписать проект и разместить его на электронной площадке вместе с документом, подтверждающим внесение обеспечения исполнения контракта (если оно предусмотрено). Оба документа подписываются усиленной электронной подписью (ч. 3 статьи 83.2).

А что делать, если победитель закупки не согласен с подготовленным заказчиком проектом контракта? В этом случае размещается протокол разногласий, о чем мы расскажем ниже.

Банковские гарантии для поставщиков госзаказа

Кредиты на исполнение контракта

Страхование

Подписание контракта заказчиком

Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем закупки. Обязательным условием подписания контракта заказчиком является предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, предусмотренном извещением о закупке и законом «О контрактной системе» (44-ФЗ). Контракт подписывается заказчиком усиленной электронной подписью и размещается в ЕИС и на ЭП (ч. 7 статьи 83.2).

Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта (ч. 8 статьи 83.2).

 

Протокол разногласий

Как мы уже отмечали выше, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком, победитель закупки в свою очередь может разместить на электронной площадке протокол разногласий. Сделать это необходимо в течение 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта. Протокол разногласий подписывается усиленной электронной подписью. В протоколе указываются замечания к конкретным положениям проекта контракта, не соответствующим закупочной документации или извещению о закупке. Необходимо учитывать, что по каждой закупке можно подать только один протокол разногласий (ч. 4 статьи 83.2).

Заказчик обязан рассмотреть протокол разногласий и в течение 3 рабочих дней с момента размещения его на ЭП разместить в ЕИС и на ЭП доработанный проект контракта. Если же заказчик не согласен с претензиями победителя закупки, то в эти же сроки он повторно размещает в ЕИС и на ЭП первоначальный проект контракта, а также документ, в котором указывает причины, по которым он отказывается учесть замечания, изложенные в протоколе разногласий (ч. 5 статьи 83.2).

После этого победитель закупки в течение 3 рабочих дней должен подписать проект контракта и разместить его на ЭП вместе с документом, подтверждающим внесение обеспечения исполнения контракта, если оно предусмотрено (ч.6 статьи 83.2).

 

Общий срок заключения контракта

Закон «О контрактной системе» также определяет минимальный общий срок заключения контракта по результатам электронной процедуры. В соответствии с законом контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов закупки, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения в электронной форме запроса котировок или запроса предложения – не ранее чем через 7 дней (ч. 9 статьи 83.2).

Несложно подсчитать, что максимальный срок, отводимый законом на подписание контракта при отсутствии протокола разногласий по результатам аукциона или конкурса составляет 10 календарных дней плюс 3 рабочих дня, а по результатом запроса котировок или запроса предложений - 7 календарных дней плюс 3 рабочих дня.

При этом необходимо учитывать, что для сроков, исчисляемых в календарных днях, в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока, приходящееся на нерабочий день, переносится на ближайший за ним рабочий день.

В случае подачи победителем закупки протокола разногласий максимальный срок заключения контракта может увеличиться еще на 6 рабочих дней.

Нередко поставщики используют протокол разногласий для того, чтобы увеличить срок, отведенный на подписание контракта. Обычно это делается в случаях задержки с предоставлением обеспечения исполнения контракта.

 

Внесение изменений в контракт

Коротко расскажем, в каких случаях когда заказчик может внести изменения в контракт в процессе его подписания. Закон предусматривает такую возможность.

При заключении контракта, по согласованию с победителем закупки, заказчик может увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем, и начальной (максимальной) ценой контракта. Такое право заказчика должно быть предусмотрено документацией о закупке, а цена единицы товара при этом не должна увеличиться (ч. 18 статьи 34).

 

Приостановление процедуры подписания контракта

Законом «О контрактной системе» (44-ФЗ) предусмотрено право Федеральной антимонопольной службы (контрольный орган в сфере закупок) приостанавливать процедуру заключения контракта до рассмотрения по существу жалобы любого из участников закупки на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и других должностных лиц, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В этом случае ФАС обязана направить заказчику и оператору электронной площадки требование о приостановлении процедуры, которое является для них обязательным к исполнению. После этого контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. Срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы. Если при этом контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков его исполнения с указанием новых сроков исполнения этих обязательств (ч.7 статьи 106).

Одновременно законом предусмотрена возможность приостановления заключения контракта в случае наличия принятых судебных актов либо при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки. Эта сторона обязана уведомить об обстоятельствах, препятствующих заключению контракта, другую сторону в течение одного дня. В этом случае течение сроков, установленных для заключения контракта, приостанавливается на срок исполнения судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней (ч. 16 статьи 83.2).

 

Уклонение от заключения контракта

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в определенные законом 44-ФЗ сроки не направил заказчику подписанные установленным порядком проект контракта и подтверждение надлежащего обеспечение исполнения контракта, или протокол разногласий.

Заказчик, принявший решение о признании победителя уклонившимся от заключения контракта, обязан не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения, составить соответствующий протокол и разместить его в ЕИС и на электронной площадке. В протоколе обязательно должно быть указано, какие именно факты явились основанием для принятия такого решения (ч.13 статьи 83.2).

Одновременно заказчик в течение 3 рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключении контракта обязан проинформировать об этом Федеральную антимонопольную службу.

В свою очередь ФАС в течение 5 рабочих дней с даты поступления информации обязана осуществить ее проверку. В случае подтверждения достоверности изложенных фактов ФАС в течение 3 рабочих дней включает информацию о поставщике, уклонившемся от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Указанная информация о поставщике будет исключена из РНП только через два года. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, можно обжаловать в судебном порядке (статья 104).

Что это означает для поставщика признание его уклонившимся от заключения контракта? Да ничего хорошего. Поставщик теряет денежные средства, предоставленные в качестве обеспечения заявки. Если обеспечением заявки служила банковская гарантия, то сумму обеспечения участник должен будет выплатить банку-гаранту. При этом у заказчика остается право обратиться в суд с требованием о возмещение убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в процедуре. В течение последующих двух лет поставщик не сможет принимать участие в государственных закупках. Но главное даже не это, а серьезный ущерб, нанесенный имиджу и деловой репутации компании и способный крайне негативно отразиться на ее бизнесе.

 

Подписание контракта с участником, занявшим второе место

В случае признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта, заказчик имеет право заключить контракт с участником закупки, заявке которого был присвоен второй номер (занявшим второе место). Закон предусматривает следующий порядок действий заказчика:

- участник закупки, занявший второе место, признается победителем;

- заказчик корректирует проект контракта в соответствии с предложением этого участника;

- проект контракта направляется участнику, занявшему второе место, для подписания.

Все это должно быть сделано в течение 5 дней с даты признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора (ч.14 статьи 83.2).

Подписание контракта участником, занявшим второе место, происходит тем же порядком, что и с победителем закупки. Но при этом имеется одно существенное отличие - для участника, занявшего второе место, подписание контракта является правом, а не обязанностью.

Что это означает на практике? Участник, занявший второе место, может отказаться от заключения контракта. Или он может просто не подписать проект контракта, не направив при этом протокол разногласий. В этом случае участник будет признан отказавшимся от заключения контракта, что не влечет включение информации о таком участнике в РНП.

Однако, если участник, занявший второе место, направит заказчику протокол разногласий по проекту контракта, это будет считаться согласием на его подписание. Если после этого он откажется от подписания контракта, то будет признан уклонившимся, со всеми вытекающими негативными последствиями в виде включения в РНП.

В случае признания участника, занявшего второе место, отказавшимся или уклонившимся от заключения контракта закупка признается несостоявшейся. В настоящее время закон не предусматривает возможности заключения контракта с другими участниками закупки (ч.15 статьи 83.2).

В заключение скажем, что в октябре 2019 года Минфин РФ выступил с инициативой закрепить в законе «О контрактной системе» (44-ФЗ) даже не право, а обязанность заказчика заключать контракт не только со вторым, но и последующими участниками закупки по цепочке, в случае уклонения или отказа от заключения контракта предыдущих участников.

Предложение достаточно спорное. Что из этого получится – покажет время и расскажут наши эксперты. Удачных Вам закупок!

Хотите больше узнать о госзакупках? Актуальные новости, аналитические статьи, судебная практика, видеоматериалы  - все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь.

 

Кредитно-Страховое агентство - мы делаем госзакупки доступными !

 

 

 

Понравилась информация - поделись с друзьями!

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Телефон: 8-800-550-3322

По всей России звонок бесплатный!

Электронная почта: arkada@kb52.ru

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310Полный список контактов

Обратная связь!