Только что закончился 2018 год, запомнившийся всем участникам закупок кардинальными изменениями в этой сфере. И не все нововведения, к сожалению, проходили гладко. В частности, до сих пор не налажена должным образом начавшаяся с 5 января 2019 года процедура регистрации поставщиков в ЕИС, что вызывает многочисленные справедливые нарекания.

Часто приходилось слышать от наших клиентов мнения о том, что в наступившем 2019 году наконец-то можно будет отдышаться и попытаться спокойно поработать. Вынуждены Вас разочаровать. Уважаемые поставщики, перемены продолжаются!

Правительство России своим распоряжением от 31 января 2019 года № 117-р утвердило Концепцию повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 – 2024 годах. Эксперты Кредитно-Страхового агентства внимательно изучили раздел VII этой Концепции, посвященный совершенствованию системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

О чем же говорится в документе применительно к государственным закупкам.

 

НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

В Концепции констатируется, что и после проведения масштабных реформ госзакупок в системе остаются существенные негативные факторы, отрицательно влияющие на эффективность ее работы. В частности отмечается, что:

  1. Нестабильным и недостаточно системным остается правовое регулирование контрактной системы.

После вступления в силу в 2013 году Федерального закона о контрактной системе было принято более 50 федеральных законов о внесении в него изменений, затронувших более 50 процентов его статей (без учета принятых в конце 2017 года комплексных поправок, изменивших или изложивших в новой редакции более 90 из 120 его статей). По сути, в настоящее время действует новая редакция Федерального закона о контрактной системе, сложившаяся в результате постоянных и не всегда последовательных изменений. При этом в контрактной системе сохраняются пробелы и внутренние противоречия правового регулирования.

  1. Не сформирован полноценный каталог товаров, работ, услуг.

На практике каталог товаров, работ, услуг начал формироваться только с 2017 года и в настоящее время включает лишь отдельные группы товаров, что ограничивает использование его функционала и реализацию принципов контрактной системы в целом, поскольку сохраняются условия для злоупотреблений, приводящих к подгонке предмета закупки под конкретных поставщиков и ограничению конкуренции.

  1. Процедуры закупок остаются чрезмерно усложненными, в том числе и в части избыточных требований к формированию заявок, что позволяет недобросовестному заказчику влиять на результат закупки.

Отдельные способы закупок позволяют заказчику устанавливать неадминистрируемые (субъективные) критерии оценки заявок. Подтверждением этого является значительная доля закупок, осуществленных у единственного поставщика. По данным Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок, в 2017 году с единственным поставщиком было заключено 1,8 млн. контрактов на общую сумму 3,5 трлн. рублей, что составляет 56 процентов общего объема заключенных контрактов.

  1. К действиям заказчика также зачастую предъявляются избыточные требования, затрудняющие, а в ряде случаев и препятствующие осуществлению закупок.

К таким требованиям относятся, в частности, необходимость ведения двух обособленных плановых документов - плана закупок и плана-графика закупок, отличающихся исключительно степенью детализации включаемой в них информации, а также чрезмерная конкретизация характеристик объектов закупок в плане-графике закупок, предполагающая необходимость заблаговременной подготовки заказчиком документации о закупке, обоснование начальной (максимальной) цены, формирования проекта контракта.

  1. Система проведения конкурентных процедур остается неэффективной.

В настоящее время используются более чем 11 открытых конкурентных способов определения поставщика. Отдельные способы уже утратили существенные различительные признаки и стали дублировать отдельные элементы иных способов. Количество нормативных предписаний, предъявляемых к таким способам, отсутствие баланса между общей и специальной частями Федерального закона о контрактной системе в этой части влекут противоречивую правоприменительную практику.

  1. Серьезно снижает эффективность системы закупок участие в процедурах недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
  1. Серьезные нарекания вызывают положения закона 44-ФЗ о возможности обжалования закупки не только ее участником, но и другими организациями.

Такое право, изначально направленное на повышение уровня общественного контроля, в ряде случаев стало предметом злоупотреблений, в том числе направленных на получение незаконной выгоды. В результате возникают серьезные риски срыва закупки, поскольку право заключения контракта заказчиком на период рассмотрения жалобы контрольным органом приостанавливается, а в случае расторжения контракта заказчик вынужден проводить новую длительную процедуру определения поставщика. Особенно критичной эта проблема становится в период завершения финансового года.

  1. Не в полной мере реализованы функции ЕИС как единого центра размещения информации о закупках и инструмента управления закупками.

Таким образом, констатируют авторы Концепции, несмотря на реализованные в 2013 - 2018 годах меры, возможности контрактной системы реализованы далеко не полностью, что приводит к снижению эффективности и прозрачности закупок, ограничению конкуренции, завышению цен на закупаемые товары, работы, услуги, а также коррупционным проявлениям.

С таким утверждением трудно не согласиться.

Регистрация поставщиков в ЕИС

Стоимость 5 000 рублей

Оформить заявку

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК

А теперь - самое интересное, уважаемые читатели. Давайте посмотрим, что же нас с Вами ждет в ближайшем будущем. Какие изменения Правительство планирует внести в систему государственных и муниципальных закупок.

  1. Совершенствование механизма планирования закупок, в частности:
  • Интеграция планирования закупочной деятельности с бюджетным планированием за счет увязки планируемых закупок, особенно выходящих за сроки действия лимитов бюджетных обязательств, с основными мероприятиями (ведомственными целевыми программами, проектами) в составе государственных или муниципальных программ.
  • Объединение плана закупок и плана-графика закупок в единый электронный документ, предполагающий поэтапную детализацию содержащейся в нем информации о планируемых закупках, с формированием полноценного описания объекта закупки, проекта контракта, обоснованной начальной (максимальной) ценой (так называемое "контрактное планирование") за 3 месяца до начала такой закупки.
  • Завершение к 2020 году формирования не менее 28 разделов каталога товаров, работ, услуг, охватывающего основную часть закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, при введении функционирования основной части каталога с 2019 года.
  • Обеспечение интеграции каталога с иными информационными системами, включая государственную информационную систему промышленности и единый структурированный справочник-классификатор лекарственных препаратов;
  • Обеспечение возможности строительства объектов с использованием экономически эффективной проектной документации повторного применения и формированием на ее основе начальной (максимальной) цены контракта
  1. Совершенствование нормирования в сфере закупок, включая:
  • Установление единого перечня товаров, работ, услуг, подлежащих обязательному нормированию, с возможностью расширения такого перечня по решениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Унификацию правил нормирования, установление единого порядка принятия актов о нормировании, универсального набора параметров, подлежащих нормированию (характеристики, цена, объем), случаев обязательного нормирования предельной цены.
  • Осуществление нормирования на основании каталога товаров, работ, услуг.
  1. Оптимизация процедур закупок, в том числе:
  • Оптимизация форм закупок, в том числе исключение таких процедур, как запрос предложений, запрос предложений в электронной форме, объединение конкурса с ограниченным участием с открытым конкурсом, исключение двухэтапного конкурса в качестве отдельного способа закупки за счет объединения его с открытым конкурсом при сохранении возможности обсуждения объекта закупки до размещения извещения о такой закупке.
  • Установление в отношении денежных средств, находящихся на специальных счетах, запрета на совершение операций, не связанных с закупкой, и списание указанных средств по основаниям, не связанным с участием в закупках.
  • Введение универсальной стоимостной предварительной квалификации, предусматривающей допуск к закупкам стоимостью свыше определенного объема только участников, имеющих успешный опыт исполнения любого контракта (договора) независимо от предмета закупки в объеме не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
  • Предоставление права подачи жалоб при осуществлении закупок исключительно в целях защиты прав и законных интересов подателя жалобы либо в целях защиты интересов неопределенного круга лиц со стороны профессионального сообщества (с сохранением возможности иных лиц направлять обращения о проведении внеплановой проверки).
  • Заключение контрактов с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур в случае превышения нормативно установленного объема только с согласия ФАС и с казначейским сопровождением указанных контрактов.

Банковские гарантии по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ

Большое количество банков, высокий процент одобрения

  1. Повышение взаимной ответственности заказчиков и исполнителей контрактов, в частности:
  • Утверждение единых форм банковской гарантии и акта сдачи-приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотрев при казначейском сопровождении обязательность формирования и подписания указанных документов в ЕИС.
  • Ограничение случаев авансирования государственных или муниципальных контрактов и расширение случаев казначейского сопровождения предоставляемых авансов.
  • Наделение заказчика в случае расторжения контракта с поставщиком правом заключения контракта с другим участником закупки по результатам проведения конкурентного отбора без повторного проведения закупки.
  1. Развитие функциональных возможностей единой информационной системы в сфере закупок:
  • Размещения в ЕИС типовых контрактов в структурированном виде с последующим их обязательным использованием при осуществлении закупки.
  • Установление к 2020 году единых требований к содержанию и порядку размещения в ЕИС информации и документов, формируемых при осуществлении закупки, в том числе автоматизацию протоколов, составляемых при определении поставщика, на основе данных ЕИС.

Как видите, планы не просто большие, а очень большие. Предложения, в целом, достаточно интересные и актуальные, особенно в части оптимизации закупок. Удастся ли осуществить задуманное? Думаем, удастся, потому что содержащиеся в Концепции предложения не выглядят нереализуемыми. По крайней мере, организационно и технически они не сложнее тех изменений в контрактной системе, которые уже были реализованы в 2018 году. А вот получится ли пройти этот путь гладко – очень большой вопрос. Так что скучать нам всем в ближайшие годы не придется.

Прав был Конфуций, говоря: «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен». Но есть и другая китайская мудрость: «Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу».

 

Будьте всегда в курсе новостей. Втупайте в сообщество Кредитно-Страхового агентства в ВКонтакте. Поддержите нашу молодую группу! И пусть любые перемены не пугают Вас. Удачных Вам тендеров!

 

Кредитно-Страховое агентство - мы делаем Госзакупки доступными !

 

 

 

 

 

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Звоните: 8-800-550-3322 (звонок бесплатный

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310.

Работаем удаленно по всей России!

Расчет стоимости независимой гарантии Задать вопрос

Полный список контактов