Эксперты Кредитно-Страхового агентства приводят наиболее часто встречающиеся на практике ошибки государственных заказчиков при проведении закупочных процедур по закону № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд". Данная статья может быть полезна как сотрудникам заказчиков, занимающимся подготовкой закупочной документации, так и исполнителям госконтрактов, которые хотят знать и отстаивать свои права.

1. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции в законе отсутствуют. Поэтому на практике некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием в тексте документации инструкции, содержащей общие положения.

Федеральная антимонопольная служба категорически не согласна с таким положением дел и считает отсутствие формально разработанную инструкцию нарушением закона «О контрактной системе».

По мнению ФАС положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, а также порядок их заполнения.

Позиция ФАС и требования к инструкции по заполнению по заполнению заявки изложены в письме ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

2. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение обычно встречается в двух формах:

- закупочная документация содержит требования по поставке товара с определенными характеристиками, которым в точности отвечает товар одного из поставщиков. Например, речь может идти о требованиях по комплектности товара, его упаковке, расфасовке и т.п.

- в документации на закупку используются критерии оценки заявок, необоснованно создающие преимущества определенным поставщикам - наличие опыта исполнения контрактов на территории одного населенного пункта, наличие на балансе компании оборудования и материальных ресурсов, наличие в штате специалистов редкой специальности и т.п.

Присутствие в закупочной документации таких требований свидетельствует об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может являться основанием для подачи жалобы в ФАС на нарушение требований закона «О контрактной системе в сфере закупок» и антимонопольного законодательства.

3. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование одного конкретного производителя, страны происхождения и торговую марку товара, не указывая на возможность поставки эквивалентного товара.

Это возможно и допустимо только в тех случаях, когда заказчик может обосновать необходимость поставки такого товара. Например, использованием ранее приобретенной другой продукции той же марки или того же производителя. Или если необходимость применения такого товара предусмотрено технической документацией на оборудование, имеющееся у заказчика.

В иных случаях, указание в закупочной документации на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели замене не подлежат. Отсутствие параметров эквивалентности законодательство не допускает.

4. Размещение не копируемой документации

На практике нередко встречаются случаи, когда заказчик размещает закупочную документацию в форматах, не позволяющих осуществить ее копирование («*pdf», «*bmp», «*gif», «*jpeg» и др.).
В этом случае существенно возрастают трудозатраты участников на заполнение заявки, увеличиваются сроки подготовки заявок, повышается вероятность опечаток.

Федеральная антимонопольная служба считает, что размещение закупочной документации в не копируемом или не редактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок», ограничивает конкуренцию и может создавать преимущества для «своих» поставщиков.

Позиция ФАС по данному вопросу содержится в письме от 16.11.2016 № ИА/79173/16. Аналогичную точку зрения высказывало и Минэкономики России в письмах от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.

5. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме это нарушение законодательства. Отсутствие части документации ограничивает возможности исполнителя на подготовку заявки на участие и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

По этому вопросу наблюдается редкое сходство позиций ФАС (письмо от 09.03.2016г. № АЦ/14427/16), Минэкономразвития (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623) и Верховного Суда (Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017).

6. Избыточные требования при описании объекта закупки

Отдельные заказчики включают в закупочную документацию излишние требования к поставляемому товару. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях с применением специального оборудования — «индекс вязкости», «плотность», «температура начала кристаллизации», «содержание серы в примесей» и т.п.

Но для того, чтобы провести исследования товара, установить его характеристики участник закупки должен его сначала произвести или купить. Но при этом закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе на момент подготовки или подачи заявки.

Отсюда следует, что не стоит включать в закупочную документацию требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, а также показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения по данному вопросу содержатся в письме ФАС от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Заказчик не имеет права отклонить заявку участника, если в ней отсутствует указание на товарный знак. Обязательной к указанию является только страна происхождения товара (при применении заказчиком национального режима). Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.

Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие на поставку товара, но при этом отсутствуют его конкретные показатели.

Но в том случае, когда заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, участнику закупки в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.

Указание конкретных показателей товара обязательно только в том случае, когда участник предлагает для поставки товар, являющийся эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

По данному вопросу имеются разъяснения Минэкономики России (письмо от 17.03.2016 № Д28и-666 и письмо от 30.12.2015 № ОГ-Д28-16596).

9. Отклонение заявки из-за присутствия участника в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с ненадежными поставщиками, могут устанавливать в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупки в Реестре недобросовестных поставщиков.

При этом в Единой информационной системе в сфере закупок размещены два Реестра недобросовестных поставщиков. Сведения о поставщиках, уклонившихся от исполнения или ненадлежащим образом исполнивших контракты в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, размещаются в разных реестрах.

Закон «О контрактной системе в сфере закупок» содержит прямое указание, запрещающее устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений о них в Реестре недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ. Одновременно запрещается отклонять заявку участника закупки по данному основанию.

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Иногда заказчики используют свое право увеличить объёмы поставляемого товара. Правда при этом не все заказчики понимают, когда и насколько можно увеличить эти объемы.

На этапе заключения контракта увеличение объёмов поставки возможно при наличии соответствующего условия в закупочной документации. При этом пропорциональное увеличение цены контракта возможно только за счет увеличения объема поставляемой продукции. Цена за единицу товара должна оставаться неизменной, а увеличившаяся цена контракта не должна превысить его начальную максимальную цену.

Увеличение объемов поставки на стадии исполнения контракта также возможно, но в этом случае цена контракта не может быть увеличена более чем на 10 процентов. В противном случае дополнительное соглашение об увеличении объема поставки будет ничтожным.

В обоих случаях сроки поставки товара и сроки его оплаты изменению не подлежат.

Разъяснения Минфина России по данному вопросу содержится в письме от 26.10.2017 № 24-03-08/70438.

 

Кредитно-Страховое агентство – мы делаем Госзакупки доступными !

 

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Звоните: 8-800-550-3322 (звонок бесплатный

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310.

Работаем удаленно по всей России!

Расчет стоимости независимой гарантии Задать вопрос

Полный список контактов