В настоящей статье мы рассмотрим вопрос об обеспечении тендерных заявок на участие в закупочных процедурах, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так что же такое обеспечение тендерных заявок, в каких случаях оно необходимо, а когда можно без него обойтись. Попробуем ответить на эти вопросы.

Обеспечение заявки - это предоставляемый при подаче заявки задаток, который служит для заказчика гарантией добросовестности участия поставщика в закупке и его заинтересованности в заключении контракта.

Для получения более подробной информации обратимся к статье 44 Федерального закона № 44-ФЗ. О чем же говориться в указанной статье?

Прежде всего, о том, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 5 млн. рублей. Но только в том случае, если Правительством РФ не установлено иное. Однако Постановление Правительства от 12.04.2018г. № 439 устанавливает значение НТЦК, при превышении которого заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.

А как быть, если НМЦК меньше 1 млн. рублей? В этом случае установление требования об обеспечении заявок ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВОМ, а не обязанностью поставщика. Такие разъяснения дало Министерство финансов в письме от 02.10.2018г. № 24-06-08/70718.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор конкретного способа за участником закупки.

Необходимо учитывать, что в настоящее время обеспечение заявок на участие в конкурсах или аукционах, проводимых в электронной форме, может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. Но уже с 1 июля 2019 года вступают в силу изменения в закон 44-ФЗ, отменяющие это положение.

Конкретный размер обеспечения заявки и условия банковской гарантии (если такой вид обеспечения применим), указываются в конкурсной документации. При этом банковская гарантия для целей обеспечения заявки должна соответствовать требованиям статьи 45 закона 44-ФЗ. Срок действия банковской гарантии должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Законом установлено, что требования об обеспечении заявки на участие не распространяются на государственные и муниципальные учреждения, которые такое обеспечение предоставлять не обязаны.

Участники закупок должны учитывать, что денежные средства, вносимые в качестве обеспечения заявки, должны поступить на указанный заказчиком счет до даты рассмотрения и оценки заявок. В противном случае участник будет признан не представившим обеспечение, его заявка рассматриваться не будет.

Это положение не относится к аукционам и конкурсам, проводимым в электронной форме. Для них установлен особый порядок обеспечения заявок в виде блокировки денежных средств на специальном счете.

При проведении конкурсов или аукционов в электронной форме денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые в уполномоченных банках. Перечень банков определяет Правительство РФ. Оно же устанавливает требования к этим банкам.

По состоянию на апрель 2019 года в Перечень банков для открытия спецсчетов включена 21 кредитная организация. Первоначально распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13 июля 2018 года был утвержден Перечень из 18 банков для открытия спецсчетов по закону 44-ФЗ. Однако 13.02.2019 года распоряжениями Правительства РФ № 213-р и № 214-р в этот список были внесены изменения - были добавлены еще 4 банка (СМП, Возрождение, Тинькофф банк, АК БАРС), а РосЕвроБанк был исключен из списка в связи с объединением этого банка с Совкомбанком.

1. Публичное акционерное общество «Сбербанк России»;

2. Банк ВТБ (публичное акционерное общество);

3. «Газпромбанк» (Акционерное общество);

4. Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк»;

5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АЛЬФА-БАНК»;

6. «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» (публичное акционерное общество);

7. Публичное акционерное общество Банк «Финансовая Корпорация Открытие»;

8. Акционерное общество «Райффайзенбанк»;

9. Публичное акционерное общество РОСБАНК;

10. Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов»;

11. Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк»;

12. Акционерное общество «Акционерный Банк «РОССИЯ»;

13. ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «БАНК «САНКТПЕТЕРБУРГ»;

14. Публичное акционерное общество «Совкомбанк»;

15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество);

16. Акционерное общество «ОТП Банк»;

17. Акционерное общество «ЮниКредит Банк»;

18. Акционерное общество Банк “Северный морской путь”;

19. Публичное акционерное общество Банк “Возрождение”;

20. Акционерное общество “Тинькофф Банк”;

21. Акционерный коммерческий банк “АК БАРС”.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе, проводимых в электронной форме, производится путем блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки при наличии необходимой суммы незаблокированных денежных средств в размере, определенном документацией о закупке. Банк производит блокирование средств в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на основании информации, полученной от оператора электронной площадки. Если же на специальном счете участника недостаточно свободных денежных средств для обеспечения заявки, блокирование не производится. Заявка возвращается подавшему ее участнику оператором электронной площадки в течение 1 часа с даты и времени окончания срока подачи заявок.

Денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупок. Блокирование средств на специальном счете в качестве обеспечения участия в закупках третьих лиц не допускается.

Банки обязаны начислять проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым банком с участниками. На практике, размер процентной ставки, начисляемой банками на остаток денежных средств на специальном счете, крайне незначителен. В большинстве банков он составляет от 0,01 до 0,1 процентов годовых и не может рассматриваться как дополнительный источник дохода.

Законом предусмотрены штрафные санкции в отношении неаккуратных и недобросовестных участников закупок. Если в течение одного квартала вторые части заявок одного и того же участника на участие в конкурсах или аукционах, проводимых в электронной форме, трижды отклонялись конкурсной комиссией по причине несоответствия заявок предъявляемым требованиям или в связи с предоставлением недостоверной информации, в бюджет РФ удерживаются денежные средства, заблокированные на специальном счете в качестве обеспечения последней заявки.

Закон «О контрактной системе в сфере закупок» № 44-ФЗ (ч. 16 ст. 44) устанавливает следующий размер обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе:

0,5 – 1,0 процент от НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 до 20 млн. рублей;

0,5 - 5,0 процентов от НМЦК, при НМЦК более 20 млн. рублей.

А как же быть, если размер НМЦК составляет до 5 млн. рублей. Как мы уже писали выше, Правительство обязало устанавливать обеспечение заявок для закупок с НМЦК от 1 до 5 млн. рублей. Ответ прост. В этом случае размер обеспечения должен составлять от 0,5 до 1,0 процента от размера НМЦК. Основание – указание Министерства финансов от 23.05.2018г. № 24-02-05/34911. При НМЦК менее 1 млн. рублей, как мы уже говорили, заказчик не обязан устанавливать обеспечение заявки.

Законом предусмотрены льготы для организаций уголовно-исправительной системы (УИС) и инвалидов (ОИ): если НМЦК превышает 20 млн. рублей, то размер обеспечения не может превышать 2 % от НМЦК. Но при этом в закупке должны быть заявлены преимущества для УИС и ОИ. В то же время, в действующей редакции закона отменены льготы по обеспечению заявок для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

А сейчас поговорим о том, что же происходит с денежными средствами, внесенными в качестве обеспечения. Все достаточно просто. Денежные средства возвращаются на счет участника закупки в течение 5 рабочих дней. При проведении конкурсов или аукционов в электронной форме прекращается блокирование денежных средств участника закупки на специальном счете в течение 1 рабочего дня. Возврат средств или их разблокирование на спецсчете происходят при наступлении одного из следующих случаев:

1. Подведены итоги закупки, и участник не признан победителем.

2. Отменено определение победителя закупки.

3. Заявка участника отклонена.

4. Заявка участника отозвана до окончания срока подачи заявок.

5. Заявка на участие получена после окончания срока подачи заявок.

6. Участник отстранен от участия в закупки или заказчик отказался от заключения контракта с победителем закупки на основании ч. 9 статьи 31 (участник не соответствует требованиям или предоставил недостоверную информацию) или ч. 10 статьи 31 (при закупке лекарств поставщиком не зарегистрирована предельная отпускная цена или цена превышает предельно допустимую цену, определенную государством) закона 44-ФЗ.

7. Заказчик получил решение контрольного органа об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

А в каких случаях обеспечение не возвращается участнику? На этот вопрос дает ответ п. 15 статьи 44 закона «О контрактной системе». Согласно действующей редакции закона возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется, либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете денежных средств на счет заказчика в случае включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). На все эти процедуры законом установлен срок в 1 рабочий день со дня включения поставщика в РНП. Перечень оснований для включения в РНП приведен статье 104 закона 44-ФЗ. Наиболее распространенная причина – уклонение участника закупки от заключения контракта.

А теперь попробуем дать ответ еще на один важный вопрос – как правильно спланировать свое участие в закупочных процедурах. Специалисты Кредитно-Страхового агентства советуют использовать банковские гарантии для обеспечения заявок в тех случаях, когда это допускается законом и тендерной документацией. Это несомненно обойдется Вам гораздо дешевле, чем обеспечение денежными средствами, ведь стоимость заемных средств в несколько раз выше, чем комиссия банка за выдачу банковской гарантии. При этом в большинстве случаев банковские гарантии выдаются без имущественного обеспечения и без открытия расчетного счета.

Если же речь идет об электронных процедурах, то пока возможно вносить обеспечение заявок только денежными средствами. Можно использовать заемные средства – тендерный кредит от банка или тендерный заем от микрофинансовой компании. Привлечение заемных средств на короткий период в 1,5 -2 месяца не станет тяжким бременем для Вашей компании. К тому же, рассматривая вопрос о банковской гарантии или кредите на обеспечение заявки, банк одновременно будет рассматривать возможность предоставления банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта, которая понадобится в случае Вашей победы в тендере. И при положительном решении, у Вас уже не будет болеть голова о том, как обеспечить исполнение контракта.

Банковские гарантии и тендерные займы для участников госзакупок

по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ

Минимум документов, высокий процент одобрения

Разумеется, Вы всегда можете обеспечить свои заявки на участие в закупочных процедурах собственными денежными средствами, если они у Вас имеются в достаточном количестве, и Вы не можете найти им лучшего применения. Решение всегда за Вами.

И последнее о чем мы хотим рассказать в этой статье – как получить банковскую гарантию или тендерный заем.

Да очень просто! Если Вам требуется банковская гарантия для обеспечения тендерной заявки надо просто заглянуть в соответствующий перечень банков и начинать подавать заявки. Система выбора банков может быть любой, на Ваше усмотрение. Рано или поздно Вы обязательно найдете «свой» банк, который предоставить Вам банковскую гарантию. Иначе и быть не может, поскольку по состоянию на апрель 2019 года в перечне присутствуют 206 банков. Так же следует поступать с тендерными кредитами или займами.

Конечно же, это шутка! Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют для получения банковской гарантии обращаться в первую очередь в свой обслуживающий банк. Банки всегда знают своих клиентов, контролируют их деятельность в части, устанавливаемой действующим законодательством, и достаточно легко могут проверить подлинность представленной финансовой отчетности. Кроме того, обращение за получением кредитных продуктов в свой банк существенно экономит время на подготовку документов, т.к. все юридические документы Вашей компании уже имеются в банковском досье.

Если же по какой-то причине обслуживающий банк отказывает Вашей компании в предоставлении банковской гарантии или сам банк не отвечает требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, мы советуем Вам обратиться к специалистам, работающим на рынке госзакупок. Вам всегда помогут подобрать банки, предоставляющие банковские гарантии на наиболее выгодных условиях. Сейчас на рынке работает большое число банков, предоставляющих банковские гарантии для участников госзакупок без обеспечения и открытия расчетного счета, используя электронный документооборот.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства смогут подобрать для Вас банки с учетом финансового состояния Вашей компании, ее места нахождения и сферы деятельности, кредитной истории, имеющегося опыта участия в госзакупках и других факторов, учитываемых банками при принятии решения. Одновременно мы сразу прорабатываем возможность получения банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта на случай возможной победы Вашей компании в проводимой закупочной процедуре. В целях исключения возможных проблем с получением гарантии, по согласованию с клиентом заявки направляются сразу в несколько банков. При этом большую часть работы по подготовке кредитных заявок возьмут на себя наши эксперты.

В случае необходимости обеспечения заявки денежными средствами, мы всегда сможем подобрать для Вас банк или микрофинансовую организацию.

Отдельно обращаем Ваше внимание, что услуги специалистов Кредитно-Страхового агентства по организации тендерного обеспечения являются для наших клиентов бесплатными.

Удачных Вам торгов!

 

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор - все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.


Кредитно-Страховое агентство – успешные компании доверяют профессионалам!

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

Звоните: 8-800-550-3322 (звонок бесплатный

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310.

Работаем удаленно по всей России!

Расчет стоимости независимой гарантии Задать вопрос

Полный список контактов